Узоры орнамента вологодского кружева, как парного, так и сцепного, традиционно состоят из ажурных ромбов, квадратов, вееров и овалов, объединенных с красивыми легкими розетками и плотными насновками.
За высокий художественный уровень и мастерство исполнения кружевницы промысла удостоены высоких наград: гран-при, больших золотых медалей и дипломов различных международных выставок и ярмарок. Изделия мастеров кружевоплетения постоянно экспонируются за рубежом. Многие кружевницы промысла удостоены почетных званий заслуженного художника Российской Федерации, лауреата Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина.
Фирма "Снежинка" готова заключить договоры с российскими и зарубежными потребителями и предлагает покупателям ассортимент, состоящий примерно из 300 наименований: мерные кружева, кружевные и строчевышитые изделия с применением различной вышивки, легкие платья, блузки, женские костюмы, дневные и ночные сорочки, детский ассортимент, постельное и столовое белье, а также модные, элегантные, комфортные вязаные изделия из льняной пряжи.
3. Художественные образы. Орнамент
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которое проявляется во всем, начиная с выбора материала и кончая орнаментом и художественными образами. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связанно с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.
Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца.
Народное декоративно-прикладное творчество зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам искусства по началу во все не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им в быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда и боевое оружие. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем свой общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представления о счастье и красоте, неповторимый национальный характер. Почти все в работе мастера продиктовано многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки, характер и содержание декоративного убранства.
Ведь за каждой вещью – будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть – талант, труд и единодушие многих людей в идеале – целого народа! И красота – тоже из этого источника. И конечно от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы – вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Подобно природе, народное искусство отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая по истине совершенные технологии, формы, орнамент, колорит. Со временем, все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться – таково требование народа. Вот почему и говорят о произведениях народного искусства как о памятниках истории и культуры.
«Золотую» хохломскую чашу мы сегодня покупаем не потому, что она нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, изяществом росписи. За эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения прямой ее функции и ставим на полку как украшение интерьера. Сегодня декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведениях народного искусства. Изготовляя какую-либо необходимую в хозяйстве вещь, условным языком орнаментом мастер воспроизводил картину мира, как он его представлял. Один из крупнейших исследователей народного искусства – В.М.Василенко недавно «прочитал» символику деревянного ковша-черпака из района г.Козьмодемьянска. Вглядевшись в черпачок, вы без труда увидите голову лебедя. Вышеукрашенные радиальными насечками круг и ромб. Это очень древние мотивы, чаще всего обозначавшие солнце. А венчает все изделие фигурка коня. Он стоит торжественно, как на пьедестале. Без сомнения, это не обычная крестьянская лошадка, а самый настоящий «конь-огонь»! Чтобы символика вещи стала понятной, напомним, что на протяжении веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило в возке тянут кони, а ночью оно пересаживается в ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.
Этот, часто непонятный нам теперь смысл делал вполне обычную вещь неотъемлемой частью не только повседневного быта, но и мировоззрения народа, связанного с особенностями его мировосприятия и этическими идеалами.
Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля, вода. Ну и, конечно, все, что на земле произрастает. Отсюда и главные «персонажи» народного искусства: солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; мифическое Древо Жизни, символизировавшее нескончаемое произрастание плодов земных; наконец Мать Сыра – Земля, образ которой ученые узнают в вышитых на полотенцах женщинах с воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей, и в глиняных игрушках из самых разных областей России – баба с младенцем у груди, а по подолу – яркие «солнышки».
Вышивка – одно из распространенных в мире искусств. В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар-птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Постели в избах убирали нарядными настилальниками с богато расшитой каймой. Самые красивые полотенца, порой в сплошь покрытые узорами, служили нарядным убранством жилища. Узоры и цветовой строй вышивки были неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древние представления. Так, например, вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующем тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, Образ Матери Сырой Земли.
Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка ее завилась петельками и колечками. В свое время служили эти необычные узоры календарем. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.
В далекие времена символика и орнамент имели еще и обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. На ритуальной чаше древний земледелец горизонтальной волнистой линией обозначал небесную воду, вертикальными – дождь, точками и галочками – семена и всходы растений. Так он выразил свою надежду на урожай, на дождь.
Существуют несколько видов орнамента. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд. Он украшает резные прялки, трепала и рубели для обработки льна, детали деревенского ткацкого станка. Из мира живой природы взял человек элементы растительного и звериного орнамента. Гирлянды ветвей и листьев, цветов и плодов украшают произведения ювелирного искусства, входят в рисунок кружева, деревянной резьбы, керамики. Изобразительные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур (конских голов, оленьих рогов) образуют зооморфный или зверообразный орнамент, известный в народном ткачестве и вязании. Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских и мужских фигур или полуфигур. Он чаще всего встречается в русской вышивке.
Искусное соединение букв в текстах превращает строку в нарядный орнамент. Такие стилизованные надписи украшают, например, среднеазиатские средневековые мечети, встречаются в заглавиях рукописных и старопечатных книг, древних грамотах, надписях на иконах, на ювелирных изделиях. Это так называемая вязь или шрифтовых орнамент.
Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.