Смекни!
smekni.com

Народные ремесла и промыслы России и Донского края (стр. 14 из 16)

Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников.

По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. «Я делаю, как делал мой дед, отец, но совсем не так», - говорят народные мастера.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимое выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, его подлинности, духовности. Но найти путь к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Народное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством и находят между ними много общего. Действительно, их роднит с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой – сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику. Но между теми и другими есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве. Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризует произведения народных мастеров Дона. Сохраняя непосредственность, свежесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в созданном произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души. В этом своеобразии и сила воздействия народного искусства.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. И сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда, возвращаясь к истокам, мы ищем в опыте прошлого ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня – возрождающиеся народные промыслы являют собой прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время государственная политика в сфере культуры предполагает активизацию усилий по поиску возможных путей развития народного творчества. С этой целью создаются кружки и студии, авторские школы народных ремесел, проводятся праздники мастеров-умельцев, тематические выставки, где каждый, независимо от пола, возраста и вероисповедования, может приобщиться к многовековым корням народной культуры. И сегодня работа Министерства культуры Ростовской области и Областного Дома народного творчества по сохранению и развитию народного искусства постоянно совершенствуется, позволяя раскрыть уникальные богатства народной культуры Дона, возвращая к жизни традиционные ритуалы, обряды, костюмы, музыкальные инструменты, промыслы и ремесла.

Работниками Донского государственного центра народного творчества собраны материалы о более, чем шести тысяча мастеров, работающих в различных направлениях народного искусства, создано пятьсот сорок восемь авторских объединений при учреждениях культуры, где мастера-умельцы передают молодым свои секреты мастерства. Поистине увлекателен процесс познания и радость творчества.

Стало традицией на Дону проведение праздников мастеров-умельцев, выставок изделий народного творчества, ярмарок талантов, дней детского творчества. Министерство культуры уделяет особое внимание декоративно-прикладному творчеству, сохранению традиций и преемственности.

Областная выставка декоративно-прикладного искусства «Донское ремесло» традиционно проводится в начале каждого года и представляет различные работы авторов из многих территорий Ростовской области.


III. Описание практического опыта в Зимовниковском районе

На юге Русской равнины привольно раскинулся край Тихого Дона. Широко и спокойно в просторах необозримых степей течет Дон. Недаром зовется он Тихий. И все его дети-реки степные, стремясь подражать степному богатырю, тихо вливают воды свои в русло донское, принося с собой прохладу северско-донецких лесов и зной сальских задонских степей.

Мы, Зимовниковцы, живем в краю донском, в центре обширных сальских степей. Древняя, древняя, степная земля! Рельеф наших мест особо не затейлив, но тем и красив, что позволяет увидеть нашу степь на много-много верст кругом. Широко, привольно, и все как на огромной ладони выложено: хутора, поля, дороги, лесополосы, скирды, отары овец.

Нельзя назвать нашу степь богатой водами, но и не безводная же она совсем. Приходилось бывать на Волге, Днепре, и многократно на Дону и его притоках, а сердцу все же ближе наши небольшие степные речки и пруды. С ними у Зимовниковцев связаны воспоминания о детстве и товарищах, о рыбалке на утренней зорьке и прохладе в жаркий летний день.

Наши места считались глубоким волчьим углом Российской империи. Так и кажется, что песня о ямщике, замерзающем в глухой степи, сложена о наших краях, и о них. Огромные просторы, безбрежный «травяной океан»! На сколько хватает взгляда человека – везде степь без конца и края. И живут в этом степном краю прекрасные и очень талантливые люди. Нет ни одного дома, в котором не владели бы каким-нибудь промыслом.

Совсем недавно, какие-то 100-150 лет назад, наши бабушки и прабабушки, закончив работы в поле, долгими осенними и зимними вечерами при свете лучины пряли пряжу, чтобы приготовить приданное и себе, и всю семью одеть, да ещё наткать и напрясть на продажу.

Пуховязанием у нас на Дону занимается не только сельское , но и городское население. Первые сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться ещё в конце восемнадцатого века, когда русские, закрепившись на Урале, стали торговать с местным населением.

Суровый климат здешних мест постоянно дующий резкий ветер заставили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов (калмыков и казахов), которые под лёгкой верхней одеждой носили тёплые поддевки-телогрейки и шарфы, связанные из пуха коз. Стали донские казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. У калмыков и казахов вязка из пуха была глухой, у нас стали использовать в вязке орнамент. Много рассказывается легенд о пуховом платке. Одна из них гласит, что в 1731 году императрицей Анной Иоанновной старшине Киргиз-Кайсацкой орды Эбурхаил Хану и всему войску в ответ на просьбу Хана о российском покровительстве дана была Жалованная грамота о принятии его в российское подданство. В знак благодарности Хан решил сделать царице необычный подарок. Он велел согнать всех белых кобылиц из всех ханств и близлежащих территорий. В табун согнали 150 тысяч лошадей. Отобрав 12 лучших белоснежных кобылиц, хан снарядил их богатой сбруей, усадил лихих всадников и отправил в столицу. Но сам подарок держали в строжайшей тайне до самого приезда во дворец. Лишь перед въездом в ворота царских палат, выстроившись в два ряда, всадники растянули огромнейший платок небывалой красоты размером более 50 кв.м.

Козий пух обладает выдающимися технологическими качествами: он эластичен, лёгок, нежен, пушист, у него низкая теплопроводимость. Но своими качествами пуховой платок обязан не только искусным мастерицам - вязальщицам, но и многотрудному искусству козоводов, а также особым природным условиям.

Козоводство - дело сложное. Надо постоянно вести племенную работу, заботиться о кормах, вовремя чесать коз, следить за их чистотой и здоровьем. Коза большую часть года пасётся в степи, но вовсе не значит, что её можно не кормить. С худой козы и пух худой. Корма- забота номер один. Кормят коз сеном, зерном, концентратами. Едят они и ветки липы, ивы, вербы. Пух на козе растёт и зреет сам, но необходимо и постоянное внимание чабана. Оставили козу без соли - пух не тот, переела белковых - пух захиреет, клещи к козе пристали - пропадёт пух, опоздали козу чесать - пух перезреет. Чешут коз дважды - в феврале и марте. Если при поглаживании козы по спине пух остаётся в руке - не откладывая надо чесать. Да и сама коза признак подаёт: трётся, чешется о камни или кустарник. В тёплую зиму линька наступает раньше, чем в холодную. Пух быстрее созревает у коз с хорошей упитанностью; у взрослых животных, раньше, чем у молодняка; у козлов позже, чем у маток. Коз нельзя держать в теплых кошарах - пух прекращает расти. Обработать коз надо быстро, в течение двух недель, не то пух перезреет. Пух чесать - дело трудное. Пытались заменить ручной гребень машиной - пока ничего из этого не вышло. И по сей день чешут вручную. Пух первой чёски самый ценный. Раньше мастерицы старались платки не стирать и не натягивать, так как в крестьянской избе не было для этого места. Старые мастерицы - вязальщицы вспоминают, что «пиалы» - пяльцы для сушки платков, появились в домах только в 30-40 годы двадцатого века. Поэтому готовые платки «со спиц» сдавали скупщикам. Набрав известное количество платков, посредники сдавали товар в чистку специальным мастерицам. Не сразу пуховой платок стал таким красивым, добротным, изящным. Столетиями шло накопление художественных приёмов вязания, рисунков, мотивов, манер, сюжетов. Все удачное, оригинальное, привнесённое в это рукодельное ремесло тысячами искусных вязальщиц, развивалось и закреплялось; всё вычурное, случайное, отпадало. Первым делом из пуха надо выбрать волосы и другой заметный глазу сор, очистить его от мелких семян и трав. Медленная и утомительная работа, которая и сто и двести лет назад выполнялась точно также. Потом надо сделать первый прочёс на двухрядной гребёнке: деревянный угольник с острым стальным гребнем приспосабливают на колене и, положив немного пуха на гребень, протаскивают сквозь зубья тончайшие нити.