На протяжении 19 века создателем и вдохновителем новой культуры и движения культурно-национального возрождения была украинская интеллигенция, которая выступала как за национальное развитие народа, так и за социальную справедливость. Украинская интеллигенция стала переходить от предложений к действиям, к попыткам мобилизовать общество. В 20 веке украинская культура развивается вместе с борьбой за национальную независимость. Происходит возрождение украинской государственности. Культурная жизнь активизируется, подъём охватывает все сферы искусства, появляются мастера, прославившие украинскую культуру: П. Тычина, В. Соссюра, М. Рыльский О. Вишня и т.д. Развивается театр, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, открывается Украинская Академия искусств. Судьбоносное решение 1991 года и принятие Акта о государственном суверенитете Украины ускорили процессы государственного строительства и роста национальной. Среди первых документов, принятых Верховной Радой в 1991 году, были законы о языках, образовании, культуре. Возрождение духовной культуры Укр народа связано с возрождением религии и церкви. Также очень важна для процесса национально-культурного развития активная помощь со стороны государства.
2.3 Национальные праздники, обычаи и обряды
Обычаи народа, традиции, язык способствовали сохранению украинской нации, поддерживали дух народа.
Специфически-национальный облик украинского костюма складывался, начиная с 14 века. Украинские шаровары, начиная с 16 века носили все слои мужского населения. Как правило, они были очень широкими, особенно у запорожских казаков. Женский костюм обычно украшался цветной вышивкой самых разнообразных сюжетов. Носили бусы и серьги, часто выполненные в виде колокольчиков. В праздники девушки в косы вплетали разноцветные ленты и цветы, голову украшали венками. Украшением мужчин были очень длинные усы.
Основу национальной кухни украинского народа составляли блюда из зерновых. Готовили кисель, борщ, пили квас, пиво, горилку. Среди мужчин распространялось курение табака. Трубка становилась неотъемлемым атрибутом казака.
Традиционная бытовая культура украинского народа складывалась в процессе формирования украинской народности. В обрядовой культуре украинского народа сохранились древние обряды и обычаи древнерусской народности.
Рождение ребёнка сопровождалось различными обрядами, где главную роль играла бабка-повитуха. Считалось, что только после крещения ребёнок защищён от злых духов. Наиболее красочным и значительным был свадебный обряд. В домах жениха и невесты пекли каравай - свадебный ритуальный хлеб, который символизировал дар всего рода молодым. Хлеб в обрядах славянских народов занимает особое место. С Ним связана вера в жизнь, благополучие, здровье, счастье.
В Украине сохранились обычаи чтить некоторых древнерусских языческих божеств. По традиции в их честь устраивались празднества. Особенно популярен был праздник Купала - бога достатка. Купала празднуют 24 июня. Считается, что костры, разведённые в этот день, имеют целебную силу. Через них прыгали, чтобы очиститься и избавиться от болезней. На купала гадают на будущее, собирают травы, которые защищают от злых духов.
Первоначально календарные праздники определялись аграрными устоями жизни. На Рождество, Новый год, Крещение проводилось много магических ритуалов, которые по верованиям должны были обеспечить людям удачу в следующем году. На Рождество колядуют, варят кутью, которая является символом урожая и есть древнейшая форма жертвенного хлеба, на Новый год дарят подарки, на Крещение - гадают. В эти праздники ходят в гости, поют, славят хозяев, желают им счастья. В начале весны празднуют Масленицу. Готовят блины, вареники. Перед Пасхой красят яйца, выпекают пасхи, начиняют колбасы и т.д. На площадях перед церквами проходят народные гуляния, в церквях звонят колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтут память умерших. В этот день раздают милостыню. Завершение весны и начало лета связывают с Троицей. В эти дни жилища украшают зелёными ветками, отсюда и второе название троицы- Зелено свято. Но обычай- это не отдельное явление в жизни народа- это взаимоотношения между людьми, которые влияют на народную культуру и народное творчество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сам ход развития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур возрастает в современном мире, где каждая специфическим образом воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.
Цивилизация зародилась тысячи лет назад среди песков и камней долин Тигра, Евфрата, Нила, а позднее - на берегах Средиземного моря. Навсегда культурными достижениями человечества останутся: Шумерское письмо, появившееся почти 5 тыс. лет назад; Греческая Олимпия, где В 776 году до н.э. был зажжён первый Олимпийский огонь; древнеримский театр Колизей на 50тыс и цирк Максимус-350тыс зрителей; Пирамиды в Египте; Гуманизм эпохи Возрождения; кругосветное плавание Магеллана и открытие Америки Колумбом; изобретение первой электрической лампочки П.Н. Яблочковым в 1876году; создание американцем Х. Эйкеном первого компьютера (вычислительной машины, весом 5 тонн с 3304 переключателями); первый полет в космос Ю.А. Гагарина на космическом корабле "Восток"12 апреля 1961.
Однако были в истории человечества и печальные вехи. Это войны. Первая мировая война привела к серьёзным ослаблениям, вторая к колоссальным разрушениям в Европе. В ХХ веке существовала модель монокультуры, отрицающая многообразие существующих в мире культур, основанная на утверждении господства одной национальной культуры, одной нации и одного государства - тысячелетнего рейха -германский фашизм. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения: идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид; ксенофобия по отношению к "чужим" национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. Культура превращена в антикультуру.
Становление мировой культуры 20 века сопровождалось мощным движением роста национальных культур. Всех объединяет единая общечеловеческая культура, связывающая людей и народы общими общечеловеческими ценностями, гуманизмом, распространением передовых знаний, взаимообогащением национальных культур, экологическим отношением к природе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кормич Л.I.,Багацький В.В. Культорологiя(iсторiя свiтовоi культури XXстолiття): Навчальний посiбник. - Х.:Одiссей, 2004,-304с.
2. Культурология: учебн.пособие/Под ред. Г.Драча. - Ростов-н/д. ; Издательство “Феникс” , 1998 г. -572с.
3. Основы марксистской философии.АН СССР. Учебник / Под ред. П. Павелкина – М.: Госполитиздат, 1959.-671с.
4.Коровкин Ф.П. История древнего мира, - М.:Просвещение,1990.-254с.
5.Власенко О.И., Зайончковский Ю.В. Культурология:учеб.пособие.-Х.: Парус,2006.-512с.