И в целом, предоставляя два вида культуры в отношении конкретного индивида, само общество дает ему альтернативу - право выбора. Именно поэтому субкультуру часто именуют альтернативной культурой.
Как известно движение - это жизнь и любое общество людей динамично развивается. Меняются жизненные принципы, идеалы, гражданские позиции, форма правления и многое другое. Очевидно, что любое изменение в обществе предполагает определенный сдвиг в сознании людей, составляющих это общество, что не редко порождает нервный, эмоциональный стресс, срыв, а в масштабах общества - кризисную ситуацию. Большинство из них люди переживают и забывают в том случае, если произошедшее не слишком остро отражается на жизни самого индивида и близких ему людей.
Но когда государственный строй, общепринятые принципы, старая идеология дают трещину, из которой, как из рога изобилия сыпется нищета, бесправие, безработица, социальное неравенство - общественный резонанс не заставляет себя ждать.
Происходит то, с чем в народе ассоциируется старая поговорка - "где тонко там и рвется". В то время как младшие дети находятся под родительской опекой, старики возмущаются, но не находят в себе сил бороться, а люди среднего возраста либо пассивно следят за событиями, либо вершат эти события, на тропу активной оппозиции выходит именно молодежь. Будучи самым социально незащищенным слоем, находясь в маргинальном переходе, когда "больше нет" (защищенности) и "еще нет" (вновь обретенной защищенности), молодые люди приходят к выводу революционного гимна ("Нам нечего терять, кроме наших цепей"). Добавляя к этому эмоциональную нестабильность возраста, легко получить такое страшное явление как "молодежный бунт" или "молодежную революцию".
Но это происходит лишь в крайних случаях, когда люди не видят иного выхода из сложившейся ситуации (например, Цветочная революция хиппи в США). В основном же именно такого рода социальные кризисы, дисгармония в общественных отношениях и вызывает возникновение всевозможных неформальных движений молодежи, имеющих как культурную, так и религиозную, политическую и любые другие направленности.
Таким образом мы обнаруживаем тот факт, что субкультура неформальных движений и все что с этим связано - явление не случайное и далеко не новое, а поистине закономерное и, боле того, необходимое для роста и развития общества, накопления духовного и культурного опыта поколений.
Молодежь не бывает плохой или хорошей.
Она всегда выражает свое время.
Г.Жженов.
2. История возникновения основных неформальных молодежных движений и их характеристика в аспекте общей композиции современного субкультурного пространства
Рассматривая композицию неформального субкультурнго пространства в масштабах Российской Федерации, необходимо прежде всего выяснить, какие из них наиболее распространены на сегодняшний день, как взаимосвязано неформальное субкультурное пространство и как взаимодействуют между собой входящие в него молодые люди, причисляющие себя к тому или иному движению.
Исследования в этой области, проведенные с помощью всемирной сети Интернет, а также интервьюирования непосредственно участников движений, позволили составить следующие схемы:
Схема1.
Современные молодежные течения.
Рокеры
Хиппи
Панки
Металлисты Контркультура (рокеры).
Неформалы
Гранжеры
Анархисты
Брейкеры
Рэпперы Хип-хоп культура (рэпперы).
Экстремалы (роллеры, скейтеры)
Граффити
Скинхеды
Гопники Ортодоксальные антиобщественные
Сатанисты объединения ("отморозки")
Схема2.
Молодежная культура.
Формалы Неформалы
Мажоры Гопники Представители разных течений.
Элита Масса Контрэлита
Схема3.
Взаимодействие субкультур.
Гопники Мажоры
Неформалы
Из схем мы видим, что изначально молодежная культура делится на две достаточно прохладно относящиеся друг к другу, а иногда и враждующие субкультуры: это формалы и неформалы (мажоры и рокеры, гопники и хиппи и т.д.) Однако, при более детальном изучении оказалось, что относимые контркультурой к формалам по многим параметрам могут к ней, напротив, причисляться (особый стиль поведения, одежды, музыкальные привязанности, жизненные установки).
Определенно можно сказать лишь одно - все попытки структурировать неформальные молодежные движения, создать строгую их классификацию не приведут к желаемому результату, поэтому вынуждена признать, что приведенные здесь схемы достаточно условны. Объясняется это тем, что, возрождаясь и угасая, многие течения примыкают к другим, те же в результате этого взаимодействия нередко сами преобразуются в нечто совершенно иное (например, сейчас металлисты и рокеры - практически одно и то же). Фундаментальные установки не меняются - меняются люди и время, а с ними и жизненные позиции движения.
Принципиальное значение в распределении молодежи по движениям имеет наличие образования, либо непосредственное обучение в данное время. Достаточно высокий уровень интеллектуального развития позволяет молодым людям, обучающимся в ВУЗах и колледжах разбираться в своих ощущениях, более трезво судить о плюсах и минусах того или иного течения, осознанно отождествлять себя с ним. Согласно статистике по стране за 2005 год большинство обучающихся в ВУЗах и колледжах неформалов (85%). Это - рокеры, хиппи, рэпперы, роллеры, брекеры, металлисты. Представители таких ортодоксальных агрессивных направлений как гопники, скинхеды, сатанисты и т.п. в основном обучаются в ПУ, работают, чаще - не работают, а промышляют криминальной деятельностью. И это вполне объяснимо. Для того, что бы сознательно отождествить свою личность с каким-либо движением, необходимо изучить историю этого движения, суть его принципов, моральные установки, либо отсутствие таковых, и лишь после этого решить для себя конкретный вопрос: "Мое или не мое?".
И чаще всего именно эта линия поведения прослеживается в процессах инкультурации обучающейся молодежи в просоциальные и асоциальные неформальные объединения.
С другой стороны, молодые люди из необеспеченных семей, подростки девиантного поведения, пережившие потерю близких либо отсутствие внимание с их стороны, не имеющие ни желания, ни средств учиться, затаившие обиду на весь мир, не видящие ничего впереди, чаще всего с радостью хватаются за один - два лозунга, услышанных вскользь наподобие "Убивайте своих родителей!", "Мы будем делать все, что запрещено!", "Бей черных уродов!" (скинхеды, черные панки).
Идеология здесь довольно незамысловатая: насилие, террор, аморальность. И даже если таковая есть , инкультурируемым приходится, узнавая ее попутно, принимать ее как данность.
В доказательство этой теории рассмотрим робщие характеристики основного ряда неформальных объединений, существующих на данный момент в нашей стране.
2.1Хиппи
Движение сформировалось в 60-е годы на Западе, преимущественно в Англии. Принято считать, что зародилось это движение благодаря извечной проблеме отцов и детей. Была предпринята попытка опрокинуть исстари сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры - Эры любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было бы расчета, она жаждала мира, где человека принимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть. Мир был ошарашен масштабами нового "исхода". Западные города наводнили десятки тысяч юношей и девушек странного вида и поведения: одетые в нарочито старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, играли на гитарах и читали стихи.
""Биттлз" были их гимном, Керуак - философией, а биттлзовское же "Allyouneedislove" (Все нуждаются в любви) - девизом.
Вот несколько описаний хиппи из различных источников:
"Хиппи - член неформальных групп молодежи, не признающий ценностей и норм общества, ищущий индивидуального освобождения от монотонности производства, атмосферы потребительства, культа материализма, в частности путем применения наркотиков, полного отказа от участия в общественной и экономической жизни, в эксцентрической одежде, презрении к деньгам и собственности, к насилию, в склонности к мистицизму и радости в свободной любви".
"Хиппи - дети цветов; те, кто выступает за любовь, красоту и мир".
"Хиппи были последними наивными американцами, верившими в красоту и мир во всем мире, где каждый был свободен делать то, что пожелает. Они были мечтателями, думавшими, что открыли любовь и верившими в то, что любовь способна излечить все страдающее человечество…"
Я думаю, описание хиппи будет еще более полным, если привести забавный случай из жизни Джерри Рубина, организатора и лидера американских хиппи:
"Однажды Джерри без документов переходил границу с Мексикой. Его разговор с пограничником был примерно таков:
- Ваши документы?
- Какие еще документы?
- При пересечении границы вы должны предъявить документы.
- Но мы же все жители одной планеты!
- Ваши документы.
- Но посмотрите, сколькие у вас переходят границу, и вы ни у однго не спрашиваете документы!
- Это кто же переходит без документов?
- Да вон, ползет муравей и никаких документов не предъявляет.
- Но посмотрите как он ползет. На нем ничего нет!
- Так в чем же дело? - удивился Рубин, скинул с себя всю одежду и голым пополз через границу. Его пропустили… "
В СССР хиппи появились немного позже, однако движение получило не меньший масштаб, чем в западных странах. Совпадала идеология стиль одежды, жизни… Различными были лишь условия, в которых происходила инкультурация. Хотя советским хиппи повезло с тем, что эти годы пришлись практически "в аккурат" на период "хрущевской оттепели". И хотя угасание движения позже, чем на западе, но все же произошло, в обиходе у нас до сих пор сохранились слова с характерным корнем, типа: "хипповать", "хиппирь", "хипповатый". Однако, ошибочно было бы думать, что, угаснув однажды, движение исчезло навсегда. Свое второе рождение оно получило в нелегкие для нашей страны 90-е. И сейчас у любого из нас есть вполне реальная возможность, пройдя по улице одного из крупных городов, увидеть длинноволосого парня с гитарой за спиной и расшитым цветами рюкзаком…