По воспоминанию В.П.Аксенова "это был яркий литературный союз, вдохновляемый общей идеей. Это был клуб литературного маскарада, озорства и вдохновения". Но объединяло всех горячее желание свободы творчества и возможности диалога с читателем. Вместо этого молодых литераторов ждали идеологические кампании и ярлыки. В результате многих из них обвинили в "идеологической диверсии против советской литературы" и стали вытеснять за границу. Те же формулировки мелькали и в приговорах суда, только оттуда вместо свободных ветров заграницы чаще всего предлагали отправиться подышать не менее свежим сосновым духом Колымы.
Одним из особенно ярких и талантливых поэтов советского культурного андеграунда мне видится Дмитрий Савицкий, чьи стихи можно найти в приложении.
Заключение
Анализируя проведенную мной работу в целом, делаю вывод, что цель, поставленная в самом начале, достигнута в полной мере. Смею думать, что, ознакомившись с результатами моей работы, читатель, имеющий чувство ответственности и собственную гражданскую позицию имеет возможность существенно пополнить свой кругозор, принять к сведению изложенную мной информацию, а так же использовать ее в целях исследования.
С другой стороны, осталось все же чувство некоторой недовыполненности, ощущение того, что на выбранную мною благодатную тему можно писать и писать - книги, диссертации, курсовые работы и рефераты. Возможно, именно по этому данная тема столь хорошо разработана в научной и публицистической литературе.
По поводу выдвинутой мною гипотезы: в ее верности я была практически убеждена в самом начале. Требовалось лишь привести примеры в доказательство личностной теории отождествления и, думаю, эти доказательства сполна приведены в работе.
Делая общее заключение, хочется констатировать безусловный факт неотъемлемости "второй" культуры от официальной. Каждый из нас - неповторимая индивидуальность, которая имеет полное право на самовыражение. И если способ этого самовыражения совпадает у группы людей, это нормальное, закономерное явление. Причем закономерное не в смысле узаконенного правопорядка, а в смысле естественного, объяснимого и необходимого процесса.
Как и все в мире, феномен молодежной культуры амбивалентен. С одной стороны, сколько беспокойства, беспорядка, шума и неприятностей от него добропорядочным гражданам: "Они не такие как мы!", "Они делают все не так как надо!..." Но, с другой стороны, не будь феномена молодежной культуры, в современном обществе не было бы "механизма настройки". Культура, как любое живое явление, нуждается в постоянном обновлении при сохранении главного, основополагающего. Именно это обновление в современном мире дает культуре молодежная субкультура.
Человек по сути своей творец, и у каждого творца результаты созидания уникальны и неповторимы. Это подтверждается как результатами творчества деятелей искусства андеграунда, так и незамысловатыми, но интересными продуктами творчества юношей и девушек, относящих себя к неформальной субкультуре. Это и создание индивидуального стиля одежды, образа мыслей, своей философии. И пусть это творчество направлено в основном вовнутрь самого человека, но оно есть, а если человек творит, значит, он растет, развивается и самосовершенствуется, он - живет.
Считаю, что мою работу вполне можно применить на практике. Определенную ценность она представляет как в области народно-художественного творчества, так и в области социологии, культурологии и педагогики юношества. По поводу применения моей работы в процессе научно исследовательского поиска хочу порекомендовать для более детального рассмотрения разделы "История возникновения основных неформальных молодежных движений и их характеристика в аспекте общей композиции субкультурного пространства" и "Значение молодежных субкультурных объединений как фактора социализации молодежи".