Введение
Тема моей курсовой работы безусловно значима и актуальна на сегодняшний день и доказать это достаточно просто. В основе любого типа культуры лежит определенная система морали и традиция передает ее из поколения в поколение. Но в культуре индустриального общества присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию. Своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой изменения старой и создание новой системы морали является молодежная культуры. Другими словами, без наличия молодежной культуры в обществе не возможно было бы говорить о его развитии. Будущее области, города, государства и всего общества в целом напрямую зависит от нового поколения. От того, каким оно будет, какова будет его общая социальная направленность, адаптируется ли оно к условиям нынешней жизни или поставит себе целью перевернуть весь мир. Все эти вопросы достаточно подробно рассмотрены в моей курсовой работе.
Рассмотренная мной тема имеет большое значение и для меня лично. Что бы проникнуть в суть мироздания, выбрать наиболее правильную жизненную позицию, необходимо изучить закономерные и феноменальные явления в обществе, понять причины возникновения и прохождения различных процессов во всемирном социокультурном пространстве. Близка она мне еще и по тому, что один из главных моих жизненных принципов я называю "право мысли". Будучи по природе "ортодоксальным борцом за свободу" я инстинктивно ищу "братьев по духу", информацию о них, стремлюсь изучить историю возникновения того или иного движения. Меня привлекает все неформальное, неофициальное, нетрадиционное, идущее вразрез с "серыми буднями" и общепринятыми рамками. В то же время я далека от того, что называется "в омут с головой" и не причисляю себя ни к одному неформальному объединению. Моя задача - научиться на ошибках, выбрать путь индивидуального развития, самоорганизации и самообразования не бросаясь в крайности.
Главной целью моей работы было доказать тот факт, что неформальная молодежная субкультура это важная часть жизни общества и каждого его члена в отдельности, и мы не имеем право замалчивать о ее проблемах, либо придавать ей недостаточное значение. Основные поставленные мною задачи это:
1. Изучить историю зарождения и причины возникновения неформальной молодежной субкультуры.
2. Рассмотреть основные виды движения, существующие на сегодняшний день в России.
3. Обусловить и доказать значение молодежной неформальной культуры как фактора социализации молодежи.
4. Раскрыть значение неформальной молодежной культуры в аспекте искусства.
Объект исследования моей работы это субкультура молодежи и неформальные движения.
Предмет исследования: история зарождения неформальных субкультурных объединений, их структура и значимость в аспекте социализации, культуры и искусства.
Моя гипотеза по поводу выбранной мною темы следующая: я предполагаю, что каждый индивидуум, отождествляя себя с какой бы то ни было культурой, будь то официальная либо неформальная культура, имеет альтернативу - право выбора. И только от его внешних, внутренних нравственных качеств, устоев, возрастных особенностей зависит принятие этого решения. То есть, я утверждаю полную индивидуальность в вопросе самоидентификации вне зависимости от чужой воли и обстоятельств.
При проведении исследовательской работы в области изучаемой мной темы, я обнаружила не только достаточное количество теоретического материала, но и массу дополнительного. Причем порадовало и разнообразие источников: необходимые сведения обнаружились не только в учебной и научной литературе, но и в периодических изданиях, и во всемирной сети Интернет. С помощью Интернета удалось провести также практическое исследование путем анкетирования непосредственно участников различных движений, существующих на сегодняшний день в пределах Российской Федерации. Неоценимую помощь в работе оказала книга С.И. Левиковой "Молодежная культура". В этой книге я нашла наиболее полную характеристику основных неформальных движений, детально рассмотренные причины зарождения субкультуры в индустриальном обществе, а также качественный толковый словарь терминов.
Хочется отметить также возросшее качество, доступность изложения, а главное историческую правдивость учебников "Новейшая история". Из них тоже удалось почерпнуть немало интересной информации.
Кроме того, можно отметить существенную пользу для работы от исследования периодических изданий "Мы", "Ровесник", "Я - молодой" (приложение АиФ).
Моя курсовая работа состоит из теоретической части, одновременно включающей в себя и практическую. Такое объединение вызвано тем, что проведенные мной практические исследования идут в неразрывной связи с теоретическим материалом. Разделить анализ анкетирования, выраженный в составленных мной схемах и выводы по их результатам представляется мне не только невозможным, но и нелогичным.
1. Понятие субкультуры. Субкультура как закономерное социальное явление
Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием ключевых понятий и терминов.
Культура - это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений.
В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос - что же такое субкультура? Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни.
Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.
Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, Она всегда отличается некоторой локальностью и замкнутостью, в той или иной степени лояльно к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенная самостоятельность и даже автономность. Следует различать понятие субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами. Sub - по латыни "под", другими словами по смыслу содержит оттенок подчинения, а Contra - "против".
Поэтому понятие контркультуры выражает момент явственного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов духовного противостояния. Борьба с проявлениями язычества в период раннего христианства свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры и, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.
Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.
Итак, субкультура и контркультура - явления родственные, но не тождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать как в качестве первой, так и второй. Но субкультура - более широкое понятие.
В этом смысле в один ряд с вышеозначенными понятиями можно поставить и понятие "андеграунд". Андеграунд ( или андеграундная культура) в буквальном переводе с английского означает "подполье", "подземка", и трактуется как культурный процесс и продукты культуры, находящиеся вне официальной культуры, а подчас и оппозиционные ей.
Однако, есть все же одно качественное различие. В зависимости от государственного строя и политической идеологии общества как субкультура, так и контркультура может быть неодобряемой официальной властью, однако не запрещенной формально. Андеграунд же ближе в этом смысле к диссидентству. "Шагнуть вниз", "спрятаться", действовать скрыто человека и группу людей заставляет здесь не просто желание обособиться от "основной массы", а подчас и политический запрет, наложенный на неформальную деятельность непосредственно государственным аппаратом.
В понятие "диссидентство" вложено более определенное политическое содержание. Это инакомыслие, основанное на несогласии с господствующей идеологией и идущее вразрез с ней. Продуктом этого инакомыслия, а вернее, средством его выражения и является андеграунд - подпольное искусство, включающее в себя все виды искусства официального: живопись, музыка, литература и т.д. И, благодаря все тому же инакомыслию, противоречию, рождаются в этой среде новые направления творчества: авангард в живописи, рок-н-ролл в музыке, концептуализм в литературе.
Таким образом, с момента зарождения субкультуры как таковой у индивида всегда был выбор - в сфере какой культуры ему вращаться как творцу, равно как и потребителю культурных благ, и выбор этот зависит от многих факторов человеческого самосознания - менталитет, политическая направленность взглядов, приверженность к тем или иным жизненным ценностям и многое другое.