В монете различают лицевую сторону, оборотную и обрез. Металлические монеты обозначается в нумизматике знаками: AN (слитно) для золота, EL для электрона, AR (слитно) для серебра и Æ для меди или бронзы. Другие металлы, очень редко употребляемые для монеты, означаются знаками, принятыми в химии, напр. Ni = никель, Рb = свинец и т.д.
Степень распространенности или редкости монеты означается знаками: С (= commune, обыкн.), R 1 (часто встречающаяся), R 2 (несколько более редкая), R 3 (довольно редкая), R 4 (редкая), R 5 (очень редкая), R 6 (весьма редкая), R 7 (чрезвычайно редкая), R 8 (в высшей степени редкая) и R* — уник, т. е. известная в одном экземпляре только. Торговая ценность древней монеты обусловливается, кроме редкости, ее историческим значением, художественным достоинством и сохранностью. В настоящее время особенно ценятся коллекционерами в древней монете два последние качества. Часто на аукционах цена довольно обыкновенной по редкости монеты превосходит в десять раз и более обычную ее цену, если она сохранилась в таком виде, в каком вышла из-под штемпеля, и при этом отличается худож. работой. Чаще всего в плохой сохранности являются медные монеты, благодаря легкой окисляемости их металла; лучше сохранились серебряные, еще лучше — золотые, благодаря мало изменяющемуся от действия среды металлу, а также и тому, что они менее других находились в обращении. Ценность древних монет весьма разнообразна и изменяется от 1 франка (37 коп.) до 30000 фр. (11100 руб.), которые были заплачены парижским государственным мюнцкабинетом, в 1867 г., за одну золотую монету царя Бактрии Евкратида (II в. до Рождества Христова) в 20 статеров. Менее ценятся монеты средневековые и зап.-европейские, еще менее — восточные. Выгодная продажа древних монет породила подделку их в большом количестве, и часто весьма искусную. По роду выделки монеты бывают чеканенные с обеих сторон (громадное большинство) и чеканенные только с одной стороны. Последние встречаются среди античных этрусских и кипрских монет. В XIV в. в Германии распространена была чеканка монеты с одной лишь стороны, на очень тонком серебряном листке, на котором тип монеты на оборотной стороне отпечатывался вогнутым. Такие монеты носили название брактеатов.
При описании монет принято означать ее величину и ее вес. Для этого употребляется в древней нумизматике шкала Мионне, состоящая из концентрических занумерованных кругов, из которых самый малый представляет величину наименьшей древней монеты, а самый большой — величину наибольшей. Для средневековых и новых монет принято употреблять шкалу Рейхеля, в которой самый большой круг значительно более, чем в шкале Мионне. Теперь, впрочем, все более входит в обычай у нумизматов означать величину монеты ее диаметром, в миллиметрах. Вес монеты показывается в нумизматических сочинениях в граммах, за исключением только английских сочинений, где принято определять монетный вес английскими гранами. Правилом в Нумизматика является отделение медалей одного государя от его монет. В прежних сочинениях монеты описывались обыкновенно по металлам, причем впереди шло золото, затем серебро, наконец медь; но теперь общим правилом сделалось расположение монет в хронологическом порядке по царствованиям, сохраняя, однако, внутри каждого года ту же последовательность металлов. Преподавание Нумизматика с кафедры университетов, как отдельной науки, началось в Зап. Европе только с конца прошлого века (Упсала). В настоящее время она читается во многих университетах Зап. Европы, напр. Берлинском, Геттингенском, Цюрихском, парижской Сорбонне, Высшем училище во Флоренции и т. д., а в России — на восточном факультете в СПб. унив. и в Археологическом институте.
3. История нумизматики
Монеты в изучении античности. Монеты иллюстрируют наши знания о прошлом. Они дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок — ведь изображения на монетах сопоставимы с древними памятниками искусства. В итоге перед нами возникает правдивая картина прошлого, в которой каждый факт и каждая деталь занимают свое место, проверяют и подтверждают друг друга.
На монетах Римской империи очень часто изображали празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Эти монеты помогают изучать древний быт и религию, часто превращаясь в прекрасные иллюстрации истории Древнего Рима. Знаменитые исторические и легендарные события, описанные древними писателями, оживают на монетном поле. Есть денарий, 129 г. до н. э., иллюстрирующий легенду об основании Рима. Два близнеца — Ромул и Рем и волчица, их вскормившая, изображены на этих монетах. Рядом стоит пастух Фавстул, нашедший близнецов. Мы можем любоваться сценами, изображающими голосование в одном из учреждений Древнего Рима, или бегство легендарного Энея из Трои, или похищение сабинянок. Сын знаменитого диктатора Суллы в память о своем отце приказал изобразить на монетах сцену передачи мавританским царем Бокхом пленного нумидийского царя Югур-ты, восставшего против власти Рима. Эта сцена рассказывает о блестящей победе Суллы в борьбе с Югур-той.
Исторические события часто изображались в виде аллегорий. Например, разрушение римским императором Иерусалима на монетах символизировалось фигурой женщины Иудеи, плачущей под пальмой.
Часто монеты говорят о том, что завоеванные Римом и безжалостно эксплуатируемые им провинции восставали и пытались сокрушить Рим. В 90—88 гг. до н. э. так называемые союзники Рима — подчиненные ему племена на Италийском полуострове — подняли войну против своего поработителя и отчеканили монеты, на которых изображен италийский бык, бодающий римскую волчицу.
Наивно, но красноречиво показали на монетах враги Рима свои цели.
В имперском правлении, в мобилизации под единой власть всех сил в государстве видел Цезарь путь к сохранению и умножению мощи Рима. Он выпустил монеты с своим портретом, именем и изображением слона кап символа силы. А его убийца — один из вождей противоположного лагеря, сторонников старых республиканских аристократических свобод, — Брут отчеканил такую монету: фригийский колпак с двумя кинжалами означали свбоду и напоминали об убийстве Цезаря. И чтобы не оставалось ни у кого сомнений, здесь же была надпись «Иды марта», т. е. день, когда пал Цезарь.
Монеты ярко показывают, что римляне очень хорошо понимали агитационное, пропагандистское значение монет, в сотнях и тысячах экземпляров расходящихся среди населения. Это использовали императоры, чтобы; всюду распространять сведения о своих титулах и должностях, показывать народу, что они сосредоточили в своих руках все верховные религиозные и гражданские посты, в том числе и старые республиканские. Мы читаем на монетах: «Тиберий Клавдий Цезарь Август, верховный жрец, трибун, император» или «Император Цезарь Нерва Траян Август Германский, верховный Понтифик (т. е. глава религии), обладающий трибунской властью, консул в четвертый раз, отец отечества».
Откуда появилось слово «монета»? Ответ дают римские серебряные монеты. На монете магистрата Тита Каризия (45 г. до н. э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано «Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно «богиня-предупредительница». В ее храме расположился монетный двор. В честь его и богини Юноны чеканные деньги стали называться монетой. На оборотной стороне денария изображали набор инструментов монетного двора: клещи, которыми держали раскаленный слиток, и четырехгранный столбик — нижний штемпель. Здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком — принадлежность бога Вулкана, покровителя кузнечного ремесла.
Изучение монетных типов дает много сведений не только по политической истории. Нумизматы оказывают большую помощь историкам искусства.
Хорошо известна статуя великого греческого скульптора Праксителя (IV в. до н. э.), изображающая Гермеса с Дионисом на левой руке. В какой позе стоял Гермес, в каком положении находилась его отбитая правая рука и что он держал в ней? Вопросы, казалось были неразрешимы, пока не стала известна монета фракийского города Анхиала. На ней изображена статуя Гермеса в первоначальном виде. Гермес в высоко поднятой руке держал виноградную кисть, показывая ей мальчишке Дионису.
Посетителей Лувра встречает знаменитая Ника Самофракийская — мраморная богиня Победы. Какого времени эта статуя и в честь какого события она поставлена? Находка монеты македонского царя IV в. до н. э. Деметрия Полиоркета ответила на эти вопросы. На монете изображена такая же Ника, стоящая на корабле. Стало ясно, что луврская богиня Победы — памятник в честь морской победы Деметрия над Птолемеем I при кипрском Саламине в 306 г. до н. э. Это событие было хорошо известно историкам, но связывать его] с луврской Никой до находки монеты никому не приходило в голову.
Нумизматика сыграла большую роль в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображения древних зданий, встречающихся на монетах, все же они помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек.
На одной монете Римской империи, чеканенной в Афинах, изображен театр Диониса на фоне афинского Акрополя. Когда археологи исследовали холм Акрополя, они обратили внимание на эту монету. По тому, как расположены здания на холме Акрополя, можно определить, с какой стороны холма нужно искать и театр Диониса. Монеты помогли отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.
Английский историк XVIII в. Э. Гиббон писал, что если все письменные источники о путешествиях римского императора II в. н. э. Адриана были бы утрачены, то о его поездках можно было бы рассказать на основании данных нумизматики и сохранившихся монументов. Не лучшее ли это признание информационной ценности древних монет?