Введение
Творчество Фидия - вершина греческой классики. Время, в которое жил и творил Фидий, благодаря расцвету культуры, искусства вошло в историю под названием "Золотого века". Произведения великого скульптора привлекают подлинно эпической силой и жизнеутверждающим гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит характерная для его эпохи мысль о величии человека-гражданина, в котором физическая красота и нравственная доблесть слиты воедино. Духом просвещенной Эллады был рожден культ идеального тела.
Обращаясь к традиционным религиозным образам, Фидий предавал им гуманистический смысл, созвучный настроениям своей эпохи. Недаром греки называли его "творцом богов". Яркая индивидуальность Фидия сказалась и в том, что он сумел придавать обликам богов выражение доброты и глубокой человечности, что делало их близкими и понятными его современникам.
А так же впервые в скульптурных композициях, рубцом гениального скульптора, были высечены события реальной жизни Афин, явление небывалое в истории греческого зодчества.
1. Первые творения Фидия (скульптурная композиция в дельфийском храме Аполлона, Афина – Промахос)
Фидий, сын Хармида - гениальный греческий скульптор V века до н.э., в творчестве которого наиболее ярко выраженные эстетические идеалы афинской рабовладельческой демократии поры ее высочайшего рассвета. Фидий родился в Афинах между 500 и 480 г.г. до нашей эры. Первым его учителем был скульптор Гегий, дальнейшее художественное образование он получил в мастерской Пелопоннесского мастера Агелада, у которого, учились также Мирон и Поликлет. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Детство и юность скульптора прошли в годы Греко-персидских войн, и почти всю жизнь он посвятил созданию памятников, прославляющих победы греческого народа над персами. Как художник и гражданин Фидий формировался в атмосфере политического подъема, вызванного победами городов Эллады над полчищами завоевателей. Уже ранние его произведения говорят, что скульптура вдохновляла гордая мысль о героическом подвиге родного города, возглавившего борьбу против персидского нашествия. Между 465 и 460 годами до н.э. Фидий отлил бронзовую скульптурную группу из тринадцати фигур, которую афиняне посвятили в дельфийский храм Аполлона. Рядом с изображениями богов и мифологических героев, мастер поместил статую полководца Мильтиада, командовавшего афинскими войсками в битве при Марафоне. Духом просвещенной Эллады был рожден культ идеального тела. Юноши тех времен стремились походить на статуи, изваянные скульптором.
Афина - Промахос
Мощь и величие Афин, "прекраснейшего из городов Эллады", прославляла и бронзовая фигура Афины, созданная Фидием в 465-455 годы до н.э. для Афинского акрополя. В 480-479 годах до н.э. персы захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города, в том числе и храмы на вершине Акрополя. Их развалины долго сохранялись как память о нашествии врага. И первым памятником воздвигнутым среди этих руин стала Афина – Воительница (Промахос) Фидия. Она стояла на площади между пропилеями и Парфеноном. Ее воспринимали как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Ее голову увенчивал шлем, ниспадающие складки одежды подчеркивали монументальное величие фигуры.
Девятиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех концов города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. В XIII веке статую уничтожили в Константинополе (куда ее перевез один из правителей Восточно-Римской империи) суеверные рыцари - крестоносцы.
2. Афина - "Лемниянка"
На Акрополе стояли и две другие бронзовые скульптуры Фидия – Аполлон, воздвигнутый в 460-450 годах до н.э., чтобы почтить бога за избавление города от нашествия саранчи, и Афина, которую около 450 года до н.э. посвятили родному городу граждане, переселившиеся на остров Лемнос.
Здесь Афина предстает не как дева-воительница, грозная дочь Зевса, а уже как покровительница искусств и домашнего очага, державшая свой шлем в руке, но еще не оставившая копья. Лемниянка, стоящая на открытом месте, женственна, подвижна; поворот ее головы, свободное движение рук создают впечатление гибкой живой фигуры. Особенно замечательна ее голова с мягким овалом и со свободной трактовкой волнистых волос, перехваченных лентой. Ее лицо светиться добротой и покоем. По описаниям современников, Фидий не стремился передавать порыв, бурное движение. Его статуи построены на строгой уравновешенности всех частей тела, величавы, полны божественного спокойствия, одухотворенности и доброжелательства к людям.
Обращаясь к традиционным религиозным образам, Фидий предавал им гуманистический смысл, созвучный настроениям своей эпохи. Недаром греки называли его "творцом богов" по богатству и разносторонности Фидия можно сопоставить с величайшими мастерами эпохи Возрождения. Он пробовал свои силы в различных видах скульптуры, и ему в равной мере были подвластны любые материалы. К сожалению, почти все работы Фидия погибли, и судить о них можно лишь по описаниям древних авторов и найденным останкам.
По реплике торса, находящегося в Дрездене, и по голове из Болонского музея удалось воссоздать Афину Лемнию. Идеалом прекрасных форм называли ее в древности.
3.Зевс Олимпийский
Подлинную славу и широчайшую известность скульптору принесла колоссальная статуя бога-громовержца Зевса, исполненная для храма в Олимпии около 448года до н.э. Она достигала тринадцати метров в высоту.
Фидий статую из золота и слоновой кости - хризоэлефантийная техника ("хризос"- золото, "элефант"- слон) она заключалась в том , что из сухого, выдержанного дерева тщательно вырезалась заготовка- основа будущей статуи. Затем все обнаженные части фигуры покрывались пластинками подкрашенной слоновой кости, которые тщательно пригонялись и полировались, а все остальное покрывалось чеканкой из листов золота. К началу работы Фидия над статуей храм был уже построен. Это усложнило задачу создания статуи, учитывая ее огромные размеры. Чтобы не ошибиться и сделать такую статую соразмерно с храмом, Фидий часть мастерской сделал такой же высоты, как и помещение храма.
"Отец богов и людей" восседал на великолепном троне из редких пород дерева и инкрустирован золотом, слоновой костью, драгоценными камнями и эбеновым деревом. Трон украшали барельефы богов, выполненные из золота, и изумительные резные медальоны из слоновой кости, изображающие сцены и эпизоды из Олимпийских игр, а так же немало сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности, своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86-х олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков. Низкий пьедестал трона был сделан из темно-синего камня, а пол перед статуей был выложен черным мрамором. Это черное пространство окаймляла чуть приподнятая полоса паросского мрамора, образовывая возле трона небольшое прямоугольное выделение. В него стекало оливковое масло, которым поливали, и протирали статую, чтобы уберечь ее от сырости, приносимой болотистым воздухом Альтиса. Легко вообразить, как эффектно выглядела статуя из слоновой кости и сверкающего золота на фоне черного мрамора.
Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо и были изваяны из золота. Голову статуи украшал золотой венок в виде оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Ниспадающий с левого плеча золотой плащ покрывали чеканные изображения полевых лилий, звезд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. На ней едва проглядывалась надпись: "Афинянин Фидий, сын Хармида, сделал меня". В правой руке он держал золотую крылатую богиню победы Нику, в левой – скипетр, на котором сидел орел.
Много забот Фидию доставило освещение Зевса. Окон в греческих храмах не делалось. Света, проходящего через предхрамие в храм, оказалось слишком мало, и лицо Зевса, находящееся под самым потолком, тонуло в мраке. И это затруднение он решил со свойственной ему гениальностью. Он сделал в потолке храма, перед статуей, прямоугольный проем, через который проходил свет, проникающий сквозь тонкие мраморные плитки кровли. Сдержанный, рассеянный свет спокойно и ровно озарял правильные черты лица Зевса, усиливая выражение покоя и доброжелательности.
Яркая индивидуальность Фидия сказалась и в том, что он сумел придать облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Казалось, что перед вами находиться не статуя Зевса, а само божество в образе человека- человека огромного, могучего и живого. И прежде всего приковывал к себе необыкновенно одухотворенный и живой лик Зевса, излучавшего благосклонность и полное, беспредельное спокойствие.
Античные писатели подчеркивали силу впечатления производимого статуей: оратор Цицерон видел в ней воплощение высшей красоты, а ученый Плиний назвал ее несравненным шедевром, философ Эпиктет сказал о ней взволнованные слова: "Ступайте в Олимпию, чтобы увидеть бессмертное создания Фидия! Великое несчастье умереть, не увидев подобного чуда". Статуя казалась живой. По словам самого Фидия, величие образа Зевса открылось ем из описания громовержца в гомеровской "Илиаде". Античный поэт I века Филипп Фессалоникский, потрясенный изумительной красотой статуи, писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?"
Скульптуру Зевса Олимпийского в древности ценили выше всех творений греческого искусства, она просуществовала почти тысячу лет, однако и ее постигла печальная участь: в V веке до н.э. Византийский император Феодосий II повелел разрушить и сжечь храмы Олимпии. По его приказу были варварски разбиты и уничтожены все статуи, украшавшие храмы и священный участок Альтис. По велению царя статуя Зевса была перевезена в Византию. И там сгорела дотла в бушующем пожаре, уничтожившего до основания царский дворец.