Таким образом, исходя из поставленной нами в начале изложения общей цели, мы пришли к следующим выводам:
- образ Богородицы является одним из самых почитаемых в отечественной иконографии. Только в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон;
- иконография Богородицы не появилась на пустом месте – формированию и развитию ее способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников – Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и Жития Святых. Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений. Основной лейтмотив её: Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей).
- Основные типы изображения Богородицы на Руси обычно сводят к четырем: Оранта – образ представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы; Елиуса – Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям; Одигитрия - Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу; Агиосоритисса - тип изображения Богородицы без Младенца при котором обычно в повороте три – четверти с молитвенным жестом рук.
- К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотен икон, однако, мы в нашем изложении мы остановились на нескольких иконах: Владимирской иконы Божией матери, Казанской иконы Божией Матери, Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери, Феодоровской иконы Божией Матери, которые тесно связаны с историей России и являются знаковыми для ее культуры и истории.
Таким образом, наш основной вывод – образ Богородицы в иконах занимает исключительное место в православной духовности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., Изобразительное искусство, 1978. – 345 с.
2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. – М., Просвещение, 1993. – 276 с.
3. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. - М.: Языки русской культуры, 2000 – 272 с.
4. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971. – 316 с.
5. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. – М., Просвещение, 1974. – 489 с.
6. Моисеева Т.В. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. – М.: «АРТ-БМБ», 2002. – 290 с.
7. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. – СПб.: «Лига Плюс», 2000. - 412 с.
8. Сарабьянов В.Д., Э.С. Смирнова. История древнерусской живописи. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.-198 с.
9. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 1989. – 380 с.
10. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. М., 1987. – 510 с.
11. Языкова И.К. Образ богородицы в русской иконографии. Саратов, 2004. – 370 с.
Приложение 1
Тип иконы Агиосоритисса. Из центрального иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Византия. Конец XIV в.
Приложение 2
Тип иконы Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век)
Приложение 3
Тип иконы Одигитрия. Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г.
Приложение 4
Тип иконы Оранта. Ярославль. Около 1218 г.
Приложение 5
Владимирская икона Божией Матери. Византия 12 век
Приложение 6
Казанская икона Божией матери
Приложение 7
Ярославская икона Божией матери
Приложение 8
Феодоровская икона Божией Матери