Смекни!
smekni.com

Образ Богородицы в русской иконе (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. Становление русской иконографии Богоматери

1.1 Источники формирования образа Богородицы в иконографии

1.2 История русской иконографии Богоматери

2. Образы Богородицы в Русской иконе

2.1 Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии

2.2 Наиболее значимые русские иконы Богородицы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8


ВВЕДЕНИЕ

Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности. Ярким воплощением любви и почитания Богоматери на Руси стала развитая православная иконография Богородицы - в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Из наиболее известных и почитаемых икон в православии можно назвать Казанскую, Владимирскую, Печерскую, Феодоровскую, донскую иконы Божьей Матери и многие другие. Образ Богородицы - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, образы его земной матери, по наблюдениям исследователей – один из самых распространенных, наряду с образом Спаса, в русской иконографии- совокупности типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения. Иконы Богоматери – один из символов Российской культуры, интерес к которому не ослабевает. Из этого вытекает актуальность нашей работы.

Основная цель работы: проследить процессы формирования и развития отечественной иконографии Богоматери.

Задачи вытекаемые из поставленной цели таковы:

- проследить и описать основные процессы непосредственно влияющего на развитие иконографии Богородицы – богородичную догматику, а также, материалы ветхого Завета и Жития святых; выявить основные исторические и культурологические особенности, связанные со становлением русской иконографии Богородицы, понять взаимосвязь этих процессов.

- выявить основные совокупности типов изображения Богородицы в русской иконографии, описать наиболее значимые из русских икон Богоматери.

Для решения поставленных целей и задач мы пользовались материалами по истории, культуре русской иконы.


1. Становление русской иконографии Богоматери

1.1 Источники формирования образа Богородицы в иконографии

За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Богородицей, Богоматерью. Однако иконография Богородицы не появилась на пустом месте – формированию и развитию ее способствовали Богородичная догматика, а также ряд основных источников – Евангелия, Апокрифов, Ветхого Завета и Жития Святых[11, с. 49].

Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее Девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой тварью[8, с. 54]. И почитание Ее связано именно с этим. Св. Григорий Палама писал: "Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, всегда и во веки веков" ("Слово на Благовещение") [2, с. 93].

Из богородичной догматики, выросла вся восточно-христианская гимнография: Роман Сладкопевец и Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин и Игнатий Никейский и многие другие замечательные поэты и богословы оставили произведения, посвященные Богородице. На Руси в тонкости богословия не слишком вдавались, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер. Образ Приснодевы Марии и Матери Господа нашего Иисуса Христа обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Эта чисто народная стихия любви к Богоматери иногда выплескивалась через край, за рамки христианского миропонимания: образ Богородицы то размывался фольклорной стихией, сближающей его в непросвещенном народном сознании со сказочной Матерью-Сырой-Землей, то этот образ обретал туманные очертания Вечной женственности [4, с. 102].

Евангелие дает немного сведений о жизни Богородицы, хотя мы видим ее в самых важнейших событиях, связанных с земным путем Христа и историей нашего спасения: Благовещение, Посещение Марией Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Обретение Отрока во Храме, брак в Кане Галилейской и т.д., вплоть до Распятия и Воскресения. Тема Марии в Евангелии звучит всегда рядом с темой Христа, причем то ярко, то словно отходя на второй план. Ее тихое присутствие окрашивает повествование в нежные тона, помогая воспринимать все события в их какой-то особой глубине: "и слагала все слова сии в сердце своем" [9, с. 179]

Те события, которые лежат за пределами описанных в Евангелии, вошли в иконописную традицию из апокрифических источников - Рождество и Детство Марии из Протоевангелия Иакова, Успение из Евангелия от Никодима и другие источники [1, с. 59]. Историчность этих текстов не безупречна, но Церковь всегда видела в них большой назидательный смысл, и потому они сохранились в Предании. На основе Писания и Предания сформировались богородичные праздники, вошедшие в церковный литургический год, а также формировалась иконография этих праздников[10, с. 286].

На сложение богородичной иконографии оказал влияние и Ветхий Завет, вернее, та богословская традиция, которая видела в Ветхом Завете прообразы Нового Завета [3, с. 98]. Так, например, образ Богоматери зеркален образу Евы в Библии: как через женщину вошел грех, а с ним смерть, так и через женщину входит в мир спасение, рождается Спаситель. Точно так же и Христос называется Новым Адамом. Непослушание одной искупается послушанием другой. Многие образы Ветхого Завета, начиная с Неопалимой Купины, из которой вещал Бог Моисею, вплоть до видений пророков, в той или иной степени богословская традиция относит к образу Богородицы [1, с. 87]

Образ Богоматери ассоциировался также и с образом Церкви: как через Ее тело воплотился Бог для того, чтобы стать одним из нас, так и мистическое Тело Христово связывается с Богородицей [2, с. 168]. Жития святых, писания св. отцов также были материалом для создания иконографии Богородицы.

1.2 История русской иконографии Богоматери

Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже во II - V вв., в «живописи катакомб» есть сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себастьяна III-IV вв.) [6, с. 87]. Часто встречается сцена Поклонения волхвов. В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства также есть сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху (VI-VII век) исследователи видят вполне сложившуюся иконографию[6, с. 89]. Примером тому могут служить т.н. Ампулы Монцы из Боббио - серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых присуствуют иконографические схемы, хорошо известные до сих пор - Сцены Благовещения, Крещения, Встречи Марии и Елизаветы, Жены у гроба Господня, Вознесение, Рождество и др. [6, с. 89]

Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова появляются, после Эфесского собора 431 года. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Св. Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв. Федора и Георгия. Икона написана пастозно, в стиле позднеантичной живописи, но в ней уже есть и новые черты, не известные античности - особое внимание к лику, фронтальный разворот и жест руки Марии, указывающей на Младенца Христа [6, 45].

В ранних мозаиках также встречается изображение Богоматери - церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.), Сант Аполинаре Нуово в Равенне (VI в.), Панагия Ангелоктиста на Кипре (VII в.), Успения в Никее (VIII в.), Св. Софии в Салониках (IX в.) и т.д. Среди ранних фресок следует указать церковь Санта Мария Кастельсеприо в Италии (VII-VIII вв.).