Смекни!
smekni.com

Образ человека в древнегреческой и римской культуре (стр. 4 из 5)

Высшим достоянием эллинского литературного творчества являлась поэзия. Греки (за исключением Платона) были склонны рассматривать поэтов как посредников между богами и людьми. С особой любовью воспринималась героическая поэзия (Гомер, Гесиод, Вакхилид, Тиртей). Произведения Гомера "Илиада", "Одиссея" знал наизусть каждый образованный человек. Большой популярностью пользовалась лирика, в которой главным героем являлся сам поэт. Лирика была исключительно жизненной; в ней было внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни, что волновало человеческую душу - любовь, страдания, радость, слава, социальные мотивы, красота природы. Высшие достижениями эллинской лирики - стихи Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э), Сафо (Сапфо) (ок.6] -0 - ок.580 до н. э), Алкея (рубеж VII-VI вв. до н. э), Феогнида Мегарского (2-я пол VI в. до н. э), Анакреонта (2-я пол. VI в. до н. э) и др. Сочинения лирических поэтов обычно декламировались нараспев и сопровождались игрой на лире. Примером древнегреческой лирики может быть лирика Сафо - темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Стих Сафо отличается метрическим разнообразием, выделяется строфа, названная по имени поэтессы сапфической:

Тот, кто прекрасен, - добр.

А тот, кто добр, -

Скоро станет прекрасным.

Широко распространены элегия, эпиграмма, ямбическая и сатирическая поэзия.

Начиная с V века до н.э. огромную популярность приобретает драма трагедия и комедия. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид в общей сложности написали около 300 трагедий. Среди них особо отметим "Прометей прикованный", "Семеро против Фив", "Эвмениды" Эсхила; "Царь Эдип", "Эдип в Колоне", "Антигона", "Электра" Софокла; "Медея", "Андромаха", "Алкеста", "Гекуба", "Электра", "Орест" Еврипида.

Афинские трагики создали галерею образов, как монументальных, так и глубоко индивидуальных: сильного духом Прометея; трагичной пророчицы Кассандры; матери, пережившей смерть своих детей, - Гекубы; убийцы матери, мстящего за смерть отца, - Ореста; влюблённой, но не разделившей любовь Федры; несчастной пленницы Андромахи; женившегося на собственной матери Эдипа; безмерно любящей своего отца Электры; пожертвовавших собой Ифигинеи и Алкесты; страдающей изгнанницы Антигоны; убийцы собственного мужа Клитемнестры; ревнивой женщины Медеи; страждущей над разрушенным счастьем Ниобеи и др. [3].

Трагедия для греков была больше чем просто литературным жанром. В ней воплотились глубочайшие коллизии человеческого бытия: жизнь и смерть, правота и несправедливость, фатализм и героизм, доблесть и низость, честь и бесчестие, столкновение между государственным и личным, личным и общинным интересами.

Отсюда большая идейная значительность и социальная роль античной трагедии, являющейся, по словам Аристотеля, "подражанием действию важному и законченному…, совершающим посредством сострадания и страха очищение подобных аффектов1. В этом заключается моральная сила трагедии. Трагедия - гимн человеку, вера в его превосходство. "В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего"2 [2].

Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия (в переводе на русский - песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях "Всадники", "Облака", "Осы", "Птицы", "Лягушки" и Менандр ("Брюзга", "Третейский суд", "Отрезанная коса") иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов.

Величайший комедиограф Аристофан (445-386 гг. до н.э.) - тоже порождение афинской демократии, ее яростный защитник, выразитель чаяний аттического крестьянства. Он комедию сделал орудием борьбы за гражданские идеалы, обличения пороков. Вывел много ярких социальных типов. В комедиях Аристофана действуют политики, софисты, крестьяне, горожане и пр. слои населения. Юмор развлекает, но порой больно жалит.

Поучительным жанром являлась басня, в символической форме обличавшая пороки человеческой жизни. Величайший баснописец Эзоп сочинил множество басен и ныне не утративших своей актуальности. Его сюжеты легли в основу творчества писателей последующих времён - Федра, Бабрия, Лафонтена, Крылова, Глебова.

Греки являются творцами и такого популярного жанра как анекдот. Существовали целые сборники анектодов. Один из них "Филогелос" (смехач) и ныне восхищает читателей. В анекдотах в шутливой форме обличались педантизм, лень, глупость, нерадивость, пьянство, обжорство, супружеская неверность и т.п.

Весомое место в литературе занимали жизнеописания знаменитых людей. В этом жанре известны Плутарх и Диоген Лаэртский [3].

Особое место в древнегреческой культуре занимает философия.

В процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии - стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Период в ее развитии, начиная с Сократа (V в. до н. э), признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др. [10].

3. Образ человека в культуре Древнего Рима

В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове - молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о том, что римская культура вторична по отношению к греческой, что римляне не создали ничего значительного, поскольку они следовали греческим образцам в разных сферах культурной практики. Такова точка зрения О. Шпенглера, А. Тойнби и др.

Действительно, греки оказали сильное влияние на Рим в разных сферах культуры. Но, во-первых, римляне отбирали то, что соответствовало их ценностям, воплощенным в том числе и в "римском мифе", ставящем Рим, римские культурные традиции выше других народов. Во-вторых, они перерабатывали инокультурные элементы по-своему, в соответствии с римскими традициями, внося немало специфического. В-третьих, культура Древнего Рима - это явление сложное и многообразное, отличающееся пестротой форм, направлений, что имеет историко-культурные корни. На территории современной Италии жили разные народы индоевропейского происхождения: латины, оски, умбры, сабины, а также этруски (с неясной языковой принадлежностью). Все они также, особенно этруски, внесли свою лепту в формирование культуры Рима.

Особенности и ценности древнеримской культуры достаточно явственно проявляются в художественной культуре. Она охватывает литературу, архитектуру, изобразительные искусства, музыку и другие области творческой деятельности, где ярко проявляется взаимовлияние римской, греческой, эллинистической культур, но, усвоение инонациональных традиций происходит не механически, а в соответствии с римскими традициями [2]. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и неримлянами.

Скульптура Рима складывалась также вод воздействием традиций разных народов, особенно греков, этрусков, по-своему переплавляя их. (Например, обычай этрусков сохранять слепки лиц умерших предков мог повлиять на развитие скульптурных портретов). Ввозились из покоренных стран ценности, статуи, прежде всего из Греции. Но римские ваятели внесли свой, своеобразный вклад в скульптуру. В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. В римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Главная отличительная черта римской скульптуры - ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью (например, портрет неизвестного римлянина, скульптурные портреты императоров Нерона, Августа и др.). Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть. Скульптурные изображения подчас не просто правдивы, но разоблачительны. Это исторические документы эпохи. Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его захватнической политикой, произволом, праздностью и расточительностью римской знати. По словам Ювенала, "Свирепей войн налегла на нас роскошь"1.

Римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве-архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенно императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо связана с римской традицией изготовления "имагинас", точных скульптурных изображений умерших старших. Римляне создали свой жанр портрета в скульптуре - портретные статуи (традиции этрусков). Это тип статуи "тогатус", изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа. Реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя [1].