Реферат
Образ человека в древнегреческой и римской культуре
Содержание
Введение
1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима
2. Образ человека в культуре Древней Греции
3. Образ человека в культуре Древнего Рима
Заключение
Список литературы
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.
Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах".
На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника.
На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, - отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров [10].
В данной работе мы рассмотрим образ человека в древнегреческой и древнеримской культуре.
Прежде, чем перейти к раскрытию образа человека рассмотрим периодизацию культуры Древней Греции и Древнего Рима.
Историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:
I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячеления до н. э). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенская (царская) цивилизация, существовавшая одновременно с великими государствами Древнего Востока и взаимодействовавшая с ними, заложила основы для дальнейшего развития античной (antiquus - древний) культуры.
II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX в до н. э) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н.э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.
III. Эпоха собственно античной цивилизации:
1. архаический период (VIII-VI в до н.э. - время становления Эллады, ее экономического и социально-культурного подъема, формирования полисов (городов-государств) как раннеклассовых рабовладельческих городов-государств, классического рабства, денежного обращения. В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство - архитектура, скульптура, живопись. Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу. Архаическая культура - исходный рубеж классической культуры Эллады [10].
2. классический период (V-IV вв. до н. э) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии, прежде всего Афинской, пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры во всех ее сферах. В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство - архитектура, скульптура, живопись.
3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э. - период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта) - это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической самостоятельности. С падением полиса начался упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность [2].
История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:
I. Царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.) - этот период начинается с основания Рима в 753 г. до н.э. К концу этого периода Рим сложился как город-государство греческого типа. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, форма дома с атрием - внутренним двориком - и т.д.
II. Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н. э). В эпоху ранней Республики Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.
III. Поздняя Римская республика (III-I вв. до н. э). В период поздней Республики с 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой. Примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э) или Цезаря (100-44 до н. э) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.
Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм1 многих ее сторон.
IV. Расцвет Римской империи (I-II вв. до н. э).
Эпоха ранней империи - принципата (конец I в. до н.э. - II в. н. э) - время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Высшего расцвета достигает римская юриспруденция, римская историография. Во многих городах империи развивается крупное строительство - создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I-II вв. н.э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.
V. Упадок Римской империи (III-V вв. до н.э.). В период поздней империи (конец III - конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. История культуры позднего периода империи проходила в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византии).
Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.
Так отошла в историю Римская империя и ее культура. Однако ее культурное наследие не погибло. Оно и по сей день является существенным ингредиентом западной культуры [5].
Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.
Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.