Смекни!
smekni.com

Обычаи и традиции народов Северной Америки (стр. 1 из 4)

Обычаи и традиции народов

Северной Америки.

«Первые американцы.»

Как и когда появились многообразные историко-культурные регионы Северной Америки? На этот вопрос взялись ответить археологи. На территории Северной Америки не были обнаружены центры возникновения человекоподобных обезьян. Следовательно, коренное население североамериканского континента должно было быть пришлыми. Но откуда пришли «первые американцы» - палеоиндейцы,то есть индейцы каменного века, охотники на мамонтов?

Большинство исследователей склоняются к тому, что впервые человек появился на Американском континенте 25-29 тыс. лет назад. Как полагают антропологи – ученые, изучающие происхождение человека, - Америка была заселена представителями одного расового типа- монголоидного. От своих далеких азиатских предков американские индейцы сохранили группы крови, среди которых полностью отсутствуют ныне существующие на евразийском континенте. Они отличаются типичными для монголоидов лопатообразными зубами- резцами, мужчины в старости редко лысеют, а женщины почти не седеют. Заселившие американский континент люди были сильными, выносливыми и энергичными.

Культура и быт древнего населения Северной Америки.

Примерно 15-10 тыс. лет назад в ледниковую эпоху жизнь кипела вокруг очагов. Здесь археологи находят инструменты из камня и кости, а так же кости животных, которых эти люди употребляли в пищу. »Первые американцы» были охотниками на крупных, ныне ископаемых, животных : сначало мамонта, шерстистого носорога, затем оленя, бизона. Собирательство съедобных растений дополняло их рацион.

У них было метательное оружие – дротики и копья, лук и стрелы. Они умели пользоваться огнем, строить круглые, покрытые шкурами временные жилища. Охотились они на мамонтов, мускусных овцебыков, лосей, медведей, бизонов и слонов. Для создания орудий труда, как и их собратья в Западной Европе, они широко применяли кость. Именно из кости они делали выпрямители древков стрел, метательные наконечники, иглы. Такими иглами они сшивали мех. Из меха они шили практичные и удобные меховые комбинезоны, а также костюмы, состоящие из нескольких предметов: штаны, сапоги парки с закругленным нижним краем- «хвостом». Именно эта деталь покроя парки- длинный мыс, или «хвост»,- свидетельствует о связи древних американцев с населением древней Евразии, в частности, населением сибирской тайги- тунгусами.

В местечке Фолсом на юго-западе Северной Америки археологи нашли кости 23-х ископаемых бизонов и каменные лавролистные метательные наконечники. Эти предметы принадлежали людям которые жили в Северной Америке около 15 тыс. лет назад. Следы охотников на крупных ископаемых млекопитающих – бизонов, лошадей, ленивцев – обнаружены по всей территории нынешних Соединенных Штатов.

Около 4 тыс. лет назад на юго - западе США появились первые земледельцы- кочизи. К этому времени относятся первые опыты возделывания кукурузы, бобов и кабачков. При этом человек американской архаики использовал рыбные ресурсы и съедобные водяные растения. Среди бытовых предметов кочизи известны корзины для сбора съедобных растений, зернотерки, ножи, сверла, скребки.

Около 2 тыс. лет назад земледельцев кочизи сменили выходцы из Мексики хохокам и могольон. Создатели этих культур были не только трудолюбивыми земледельцами, но и изготовителями великолепной керамики, разнообразной формы и искусно оформленной геометрическим декором.

Посуда, которую использовали в быту, была весьма проста. Это миски и сосуды с плоским дном, различавшиеся по размерам и форме. Роспись располагается с внешней стороны по стенкам таких сосудов. Но многие керамические сосуды изготовлялись в культовых целях. Например, миски, в которых подносили божествам жертвенную пищу из кукурузной муки и другие дары, часто украшались изнутри сложным геометрическим орнаментом. Эти миски и сосуды помещали в могилы вместе с умершими.

Орнаментальные композиции на керамических сосудах состояли из сложных геометризованных изображений священных животных и птиц. Ученые высказывали предположение, что эти птицы и животные почитались как тотемы. Композиции на внутренних частях сосудов часто вписывались в круг или треугольник и, как правило, помещались в центральной части на дне сосуда. Рисунки наносились преимущественно черной и красной красками, которые, возможно, символизировали идею жизни и смерти.

Представители этих культур строили ирригационные сооружения на своих полях, возводили культовые сооружения на земляных платформах и жили в заглубленных в землю домиках, стены которых были выложены кирпичами из не обожженной глины, а полы – деревянными досками.

Примерно в 200 г. на смену создателям культур хохокам и могольон на юго- западе США пришли корзинщики. Их называли так потому, что они делали водонепроницаемые корзины, которые имели форму горшка. В таких сосудах на раскаленных камнях корзинщики варили пищу. Корзинщики жили в пещерах.

В каньонах Аризоны, в долинах рек Менкос и Рио- Гранде-дель –Норте, в знаменитом своими археологическими памятниками каньоне Колорадо, жили люди, которых называли клиф-двеллерс(в переводе с англ. Жители утесов, скал. ). Подобно своим предшественникам, корзинщикам, создатели культуры клиф- двеллерс жили в расселинах скал, под скальными навесами и в пещерах. Но там они возводили целые города. Их дома из сырцового кирпича создавались не только людьми, но и самой природой, они втискивались в скальные углубления, разрастались вширь и вглубь, громоздились друг на друга. По сути, это был один большой дом, в котором жила община, состоявшая из нескольких больших семей- родов. У каждой семьи было свое святилище, представляющее собой круглую в плане постройку и напоминавшее колодец. Индейцы называли такие родовые святилища кива.

В период 300 г. до н. э. - 800 г. н. э. в долинах рек Огайо и Иллинойс жили люди,которые научились отыскивать самородную медь и обрабатывать ее холодным способом. Они создавали культуру, которую ученые называют культурами адена и хоупвел. В среднем течении Миссисипи возникли предгосударственные объединения и предгородская культура. Особенностью этой культуры была храмовая архитектура в виде пирамид,высокохудожественные изделия из металла и керамики.

Культура Адена и хоупвел прекратили свое существование. Извлеченные из земли архиологические находки этих культур храняться в самых знаменитых музея мира, одним из которых является Музей естественной истории в Нью-Йорке. Но как напоминание о былом величии этих культурных традиций древней Америки сохранились многочисленные курганы –храмы. Они очень разнятся между собой по виду и структуре. Археологи создали типологию курганов –храмов адена- хоупвел.

Маунды - курганы раньше называли маундами с гробами. Это своеобразные могильники,в которых были раскопаны многочисленные захоронения. Высота таких маундов не превышает 10 метров. Наиболее многочисленны они в северной части бассейна реки Миссисипи. Археологи считают их наиболее древней формой погребальных сооружений культурной традиции Адена- хоупвел.

Пирамидальные маунды – это сооружения на земляных платформах геометрических очертаний. Очевидно,что идея возведения таких погребальных сооружений родилась по соседству, в Мексике. Внутри таких пирамидальных архитектурных конструкций редко захоранивали покойных. Погребения распологались на территории специальных кладбищ рядом с ними.

Мусорные маунды – особая разновидность «раковинных куч»,известных в культуре бронзового века Европы как места скопления пищевых отходов и бытового мусора. В каньоне Чако такие мусорные маунды находятся рядом с поселениями и отмечают начало дороги в юго-восточном направлении от Пуэбло- Бонито. Они состоят из камней, черепков, керамики и прочих неорганических отходов. Одновременно они являются могильниками. Они имеют прямоугольную форму и похожи на платформы.

Маунды в форме животных и птиц- самая загадочная и интересная форма культовой архитектуры Северной Америки. Такие маунды стали возводить после 700 г. создатели культуры хоупвел. Они сохранились в штатах Висконсин и Огайо. Некоторые имеют очертания змеи(405 м в длину), орла, медведя(17 м. ), лисы, лося, бизона, ягуара, жабы(46 м. ). внутри этих сооружений археологи обнаружили вторичные погребения с бедным инвентарем. Возможно, что символические фигуры маундов рассматривались как изображения тотемных предков, в утробы которых помещали покойных с целью последующего их воскрешения.

Умерших хоронили в курганах, сопровождая орудиями труда, оружием. На лица покойных накладывали погребальные деревянные маски с рогами оленей. Одежда умерших была буквально усыпана речным жемчугом и украшена металлическими пластинами и фигурками животных и птиц.

В отличие от курганов культуры Адена, погребальные комплексы хоупвел строились в два этапа. Вокруг курганов возводили земляные ограждения, которые имели круглую, прямоугольную или восьмиугольную форму. Такие ограждения могли достигать в поперечнике 500 м. Два или несколько таких погребальных комплексов могли быть соединены между собой дорожками. Оградительные сооружения прямоугольной формы заключали десятки маундов. Как и все памятники такого типа, это были не просто могильники, но и особые племенные святилища, которые имели культовое и обрядовое значение.

У хоупвельцев (создателей культуры хоупвел) существовало несколько типов погребального обряда, среди которых наиболее распространенным была кремация – сжигание трупов. Но для людей, которые обладали особо высоким социальным статусом, существовал другой обычай погребения. Для них сооружали особые погребальные дома в специально выбранных местах. Их хоронили в неглубоких могилах или срубных гробницах. Пол такого захоронения утрамбовывали и сооружали глинобитную площадку. На площадке из глины возводили ложе прямоугольной формы, на котором и помещали тело умершего. Рядом располагались предметы, которые подлежали специальной процедуре «умерщвления» или уничтожения. Эти предметы должны были последовать за покойным на тот свет. Среди таких предметов были изделия из обсидиана – вулканического стекла, которое привозили торговцы с далекого запада; обсидиан служил идеальным материалом для изготовления ритуальных ножей. Там же находились украшения из меди, речного жемчуга, которыми буквально осыпали тела покойных. В могилы помещали курительные трубки. Сама трубка делалась в виде плоской платформы, на которой располагалось изображение животного.