Кто же были участниками соревнований на Олимпийских играх? По установившимся в Олимпии правилам в состязаниях могли участвовать только свободнорожденные мужчины эллинского происхождения, кроме тех, кто когда-либо был судим или виновен в нечестных поступках. Сначала в соревнованиях участвовали только взрослые атлеты, но с 37-й Олимпиады (632 г. до н. э.) это право было предоставлено и юношам.
Рабы участвовать в состязаниях не могли. Известно, что их допускали лишь в качестве наездников в конных состязаниях, где победителем считался не наездник, а хозяин лошади.
Запрещено было участвовать в празднике и иностранцам – варварам, как их называли греки.
Ограничение состава участников лишь свободнорожденными греками объясняется тем, что Олимпийские игры являлись, при всем их культовом происхождении, смотром, проверкой физической подготовки греческих атлетов-воинов. Выступая в соревнованиях, они демонстрировали перед всей Грецией мощь армий своих полисов, воинами которых могли быть только свободные греки. Участники Игр выступали как представители полисов, и их победа на соревнованиях воспринималась как триумф того или иного полиса. Естественно, что ни рабам, ни иностранцам при этом делать было нечего.
Но далеко не всем греческим гражданам свободное рождение открывало доступ к участию в Играх. Ряд требований, предъявлявшихся к участникам, фактически лишал возможности выступать в соревнованиях работающим небогатым грекам — мелким землевладельцам, торговцам или ремесленникам. По олимпийским правилам каждый атлет, изъявивший желание участвовать в празднике, должен был доказать, что он в течение не менее 10-ти месяцев перед играми систематически готовился к состязаниям. Кроме того, он обязан был за месяц до начала игр прибыть в Элиду и под руководством учителей гимнастики — гимназиархов продолжать подготовку. Он должен был принимать участие в церемониях жертвоприношений, оплачивая за свой счет все эти расходы, включая дорогу в оба конца, питание, проживание в гостинице и др. Таким образом, участие в олимпийских соревнованиях было связано с длительным отрывом от работы и с немалыми расходами, что доступно было лишь состоятельным гражданам. Тем не менее, известны случаи, когда в числе участников и победителей Игр были и небогатые люди. Их содержание брали на себя полисы, заинтересованные в том, чтобы их представляли талантливые атлеты.
Правила Олимпийских игр не допускали к участию в соревнованиях женщин. Более того, им под угрозой казни запрещалось присутствовать на них даже в качестве зрительниц. Только одной — жрице богини Деметры — позволено было присутствовать на празднике. Виновных в нарушении ждало суровое наказание: их сбрасывали в пропасть с горы Типайон, что высилась по дороге к морю. Это табу являлось следствием патриархального поклонения Зевсу, и никто не смел его нарушить. Женщины могли только выставлять упряжки или коней для конных соревнований, но сами на них не присутствовали. И все же в истории Игр известен случай, когда этот запрет был нарушен. Произошло это на Играх 94-й Олимпиады в 404 году до н. э. Каллифатерия, или, как ее многие называли, Ференика, пробралась на стадион в одежде гимназиарха, чтобы увидеть выступление своего сына Пейседора, участника юношеских соревнований по кулачному бою. Когда сын завоевал победу, она, не сдержав радости, бросилась его поздравлять и была разоблачена. Ее ждала суровая кара, но учтя, что она дочь прославленного олимпионика Диагора, сыновья которого также были олимпийскими чемпионами, ей сохранили жизнь. А чтобы впредь не возникали подобные ситуации, гимназиархам было велено также присутствовать на стадионе обнаженными.
Но запрет на посещение женщинами Олимпии действовал только на время проведения игр. Здесь же, в Олимпии, после их окончания, в сентябре, устраивались для незамужних девушек соревнования в честь жены Зевса Геры — героиды. По преданию, их основала Гипподамия. Девушки состязались в беге на дистанцию, равную 5/6 длины олимпийского стадиона.[2]
Руководство Олимпийскими играми возлагалось на судей – элланодиков. Их избирали по жребию за год до соревнований из числа наиболее почетных граждан Элиды. На протяжении 10-ти месяцев они проходили специальную подготовку, тщательно изучая все правила, связанные с проведением Игр. Обязанности элланодиков были весьма ответственными, а права — почти неограниченными. Им подчинялись все другие организаторы Игр, их помощники. Их слово было решающим и окончательным. Они определяли порядок организации праздника, следили за подготовкой мест соревнований, отбором участников, вели запись желающих участвовать в соревнованиях и проверяли их право на это. С наступлением Игр они наблюдали за ходом соревнований, точным соблюдением правил, а провинившихся в сговоре, подкупе, нанесении умышленных увечий строго наказывали, облагая штрафом или изгоняя вовсе. Кстати, на «штрафные деньги» сооружали статуэтки богов, их называли занами. На занах высекались надписи: «не деньгами, а быстротой ног и силой добывается олимпийская слава». Элланодики присуждали награды и вручали их победителям. Должность элланодиков была почетной, они носили пурпурные одежды и занимали на стадионе специально для них отведенные места.
1.2 Организация праздника
Вначале праздник проводился в течение одного дня, но потом, по мере роста популярности Игр, расширения программы соревнований и увеличения числа участников и зрителей, он вылился в грандиозное торжество, длившееся пять дней.
В эти дни Олимпия превращалась в крупнейший культурный, политический и экономический центр, где собирался весь цвет греческой аристократии.
Сюда со всех концов Греции прибывали целые делегации от полисов, чтобы принять участие в праздничных процессиях и насладиться перипетиями спортивных состязаний. В числе гостей Олимпии были известные ученые, философы, политические деятели, ораторы, поэты, скульпторы. Известно, что Олимпию в дни празднеств посещали выдающиеся мыслители Аристотель, Диоген, Лукиан, Сократ и Платон, знаменитый математик Пифагор; перед многочисленной аудиторией читали отрывки из своих произведений Геродот, удостоенный почетного звания «отца истории», и Фукидид; декламировали хвалебные оды — эпиникии, созданные в честь Олимпийских игр и их победителей, поэты Пиндар, Симонид и Вакхилид. Здесь же обращался к собравшимся с патриотической речью знаменитый афинский оратор Лисий, выступали видные политики Демосфен и Перикл. На празднике состязались в мастерстве исполнения музыканты, певцы, поэты и чтецы.
В Олимпии заключались важные политические договоры, торговые сделки, устраивались национальные ярмарки.
В период наивысшего расцвета Игр не было ни одного случая отмены или переноса сроков праздника. Олимпийские игры не были отменены даже тогда, когда над Грецией возникла угроза потери независимости, когда у границ отчизны находился опасный враг. Так, в 480 году до н. э., когда 300 спартанцев во главе с царем Леонидом сражались с персами у Фермопильского ущелья, пытаясь преградить им дорогу в страну, и все, как известно, погибли в неравном бою, в Олимпии не было прекращено празднование очередных — 75-х — Олимпийских игр.
Весьма торжественно открывался праздник. Ранним утром, еще до восхода солнца, зрители занимали места на холме Кронос. Под звуки фанфар через крипту торжественно вступали на стадион и шествовали к своему помосту увенчанные лавровыми венками, в праздничных одеждах элланодики. За ними, сопровождаемые глашатаями, выходили и выстраивались напротив «трибун» участники соревнований. Весь стадион замирал в молчании. Но как только небо пронзал первый луч солнца и фанфаристы громкими звуками труб оповещали собравшихся о начале новой Олимпиады, зрители вскакивали с мест и стоя славили Зевса, богов-олимпийцев, устроителей и участников празднества. Когда эмоции затихали, глашатай призывал всех к порядку и начиналась церемония представления участников состязаний. Поочередно, положив ладонь на затылок атлета, глашатай вместе с ним обходил стадион, громко объявлял его имя, имена родителей, полис, который он представляет, вид соревнований, в которых атлет собирался участвовать, и спрашивал, не известны ли присутствующим какие-либо порочащие его проступки.
После церемонии представления участников все направлялись в Альтис, где совершали ритуал жертвоприношений, участники и судьи давали клятву строго следовать правилам соревнований. В этот же день проводилась жеребьевка, составлялись предварительные забеги, формировались пары для соревнований в единоборствах.
Во второй день проводились соревнования юношей в беге, борьбе, кулачном бое и конных ристаниях.
В третий день проходили основные соревнования — в борьбу за первенство в отдельных видах программы вступали взрослые атлеты.
В четвертый день соревновались пятиборцы, а на ипподроме проходили конные соревнования. Еще устраивался бег в боевом вооружении — это был последний вид соревнований на Играх.
В пятый, последний, день состоялась процедура торжественного награждения победителей и закрытия праздника. Имена победителей заносились в специальные списки, хранившиеся в гимнасии. Победителей награждали венком, свитым из ветвей священного оливкового дерева, которые срезались золотым ножом. Элланодики прямо перед храмом Зевса возлагали их на головы счастливых атлетов и вручали победную ленту.
После награждения начиналось торжественное шествие по Альтису новых олимпиоников, возглавляемое элланодиками. Примечательно, что в этом «параде победы» гарцевали и самые быстроногие кони-победители состязаний, прославившие своих владельцев. За победителями шли празднично одетые, с драгоценными дарами богам в руках делегации из полисов. Это торжественное шествие сопровождалось ликующими возгласами гостей, пением импровизированных хоров, звуками флейт, благодарственными молитвами богам и другими праздничными поздравлениями — так Олимпия славила своих героев, так заканчивался великолепный праздник. Но нас больше интересует не культовая, а спортивная часть праздника, на ней и остановимся подробнее.