1.3 Программа соревнований, определение победителей, герои Олимпиад
Первым и долгое время единственным соревнованием на Олимпийских играх был бег. Сначала он проводился на дистанцию в один стадий (192,27 м) — стадиодром. С 14-й Олимпиады (724 г. до н. э.) в программу был включен двойной бег, на два стадия (384,54 м) — д и а у л, который тоже проводился по всей длине стадиона, но в конце первого стадия спортсмены обегали финишные столбы и заканчивали бег на месте старта. Подобным образом, только не с одним поворотом, проводился бег на выдержку — долиходром, введенный в программу с 45-й Олимпиады (720 г. до н. э.). Дистанция долиходрома колебалась на разных играх от 7 до 24 стадиев (около 5 км).И, наконец, с 65-й Олимпиады (520 г. до н. э.) беговая программа дополнилась состязаниями в беге в вооружении на две длины стадия — гоплитодром. Гоплит — тяжеловооруженный пеший воин греческого ополчения, имевший на вооружении большой круглый щит, меч, копье, шлем, панцирь и латы на голенях. Сначала так и бегали, но позже из всего снаряжения у бегунов остались только шлем и щит.[3]
О популярности бега свидетельствует то, что победитель в стадиодроме объявлялсяглавным олимпиоником. Его именем называли Олимпиаду, а сам он получал право зажечь священный огонь на алтаре Зевса.
При стадиодроме устраивали четыре забега, и по четыре лучших участника в каждом выходили в финал, окончательно определявший победителя. В остальных беговых состязаниях предварительные забеги не проводились. Были среди участников атлеты, стартовавшие в нескольких разных видах бега. В случае победы в трех видах (чаще всего стадиодром, диаул и гоплитодром) они получали почетное звание «триастес» — трехкратный победитель.
Техника бегана короткие и длинные дистанции различалась. Для «спринтеров» характерен был больший наклон туловища, широкий маховый беговой шаг, размашистые движения руками. У «стайеров» движения были более экономные, руки согнуты в локтях, корпус прямее, шаг короче.
Нам неизвестны результаты бегунов. Древние греки не имели еще секундомеров, и время, показанное участниками, не учитывалось. Победителем объявлялся тот, кто раньше других достигал финиша. Но история сохранила имена победителей. Самым лучшим бегуном на первых Олимпийских играх в 776 г. до н. э. был повар из Элиды Корэб. Он, выиграв состязание в стадиодроме, стал самым первым олимпиоником. Первым олимпийским чемпионом в долиходроме стал спартанец Акантосв 720 г. до н. э. на Играх 15-й Олимпиады. Прославленным бегуном был Астилос из Кротона. Он восемь раз побеждал на различных дистанциях на четырех Играх — с 488 по 476 г. до н. э. Дважды, на Играх 300 и 296 гг. до н. э., побеждал в стадиодроме однофамилец известного математика Пифагор из Магнесия. Выдающихся результатов добился Ермогениз Ксанфа, одержавший восемь побед в стадиодроме, диауле и гоплитодроме на трех Играх (81—89 гг.). Их смог превзойти, устано¬вив своеобразный рекорд, только Леонид с о. Родос, двенадцать раз победивший в беге на четырех Играх (196— 152 гг. до н. э.).
Как лучший бегун на длинные дистанции в историю вошел спартанец Лалас, жизнь которого рано оборвалась. Добившись трудной победы в долиходроме на 85-х Играх (440 г. до н. э.), Лалас пал замертво от перенапряжения. В память о нем скульптор Мирон создал одно из лучших своих творений —бронзовую скульптуру «Победитель».
Бег являлся не только самостоятельной частью олимпийской программы. Он также входил в состав пентатлона, включенного в программу с 18-х Олимпийских игр (708 г. до н. э.). Кроме стадиодрома, с которого начинались соревнования пятиборцев, в пентатлон входили, напомним, прыжок в длину, метание диска и копья и завершающий вид пентатлона — борьба.
Древние греки высоко ценили победу в пентатлоне, так как этот вид состязаний позволял атлетам в полной мере проявить разностороннюю физическую подготовленность, столь ценную для воина.
Победитель в пентатлоне определялся по системе, которую теперь называют олимпийской — побежденные выбывают из дальнейшей борьбы. Выиграть все виды пентатлона было весьма сложно. Поэтому по установившимся правилам для победы требовалось выиграть три вида из пяти, но обязательно последний вид - борьбу. Если это не удавалось ни одному участнику, победа присуждалась тому, кто успешнее всех выступал во всех видах пятиборья.
Первым победителем в пентатлоне стал Ламписиз Спарты. Трижды подряд — с 676 по 668 г. до н. э. — почетной победы в пентатлоне добился его земляк, прославленный спартанец Филомброт.
После стадиодрома вторым упражнением пентатлона были прыжки в длину. В палестрике применялись различные виды прыжков, но соревнования проводились только по прыжкам в дли¬ну с тяжелыми гантелями в руках. Гантели высекались из камня или были металлическими и имели вес от 1,5 до 4,5 кг. При начале прыжка после небольшого разбега или прямо с места атлеты выбрасывали руки с гантелями вперед, чтобы усилить эффект отталкивания. При приземлении в яму с песком резко, рывком переводи¬ли руки назад и выбрасывали гантели, чтобы устоять на месте. Место толчка и приземления отмечалось чертой. Соревнования прыгунов сопровождались игрой на флейте.
Древние авторы приводят маловероятные данные о длине прыжков. Так, об Эхионе из Спарты, неоднократном победителе, пишут, что во время состязаний он поверг всех зрителей в изумление, прыгнув в длину на 52 ступени, что равняется по нашим измерениям 16,66 м. О другом знаменитом пятиборце, Файле из Кротона, сообщали, что он показал результат в 55 ступеней (17,62 м). Современные исследователи полагают, что это, скорее всего, сумма двух или трех прыжков, учитываемая при объявлении окончательного результата.
Третьим видом пентатлона было метание диска. Оно относилось к одному из самых любимых упражнений древних греков. Первые диски делались из камня — тонкой пластины с закругленными краями. Позже появились бронзовые диски. Если судить по хранящимся в музеях экземплярам, вес дисков колебался от 1,35 до 4,75 кг, а размер — от 17 до 21 см в диаметре.
Диск метали с небольшого возвышения — «подестбальбис». Приемы метания значительно отличались от современных. Древний дискобол перед началом броска совершал поворот вокруг оси, перекладывая при этом диск из левой руки в правую, затем делал рукой с диском несколько взмахов, наклоняя туловище вправо и опираясь левой рукой в правое колено, и, наконец, выбрасывал диск снизу вверх и вперед. При таком способе метания полет диска происходил ребром к земле. Стартовое положение замечательно отразил в знаменитой скульптуре «Дискобол» древнегреческий скульптор Мирон.
Точных данных о результатах метаний не сохранилось. Эпиграмма о Файле говорит: «диск же метнул он легко на сто локтей без пяти», т. е. приблизительно на 42 м (локоть равен 44,40 см). Но сведений о размере и весе снаряда нет, поэтому оценить результат невозможно.
Метание копья,входившее в пентатлон, имело сугубо прикладное значение. Разница была в том, что в военных действиях греки применяли тяжелое боевое копье длиной до четырех метров, а при соревнованиях использовали более легкое и короткое копье, примерно в рост человека и весом до 1 кг. Копье имело металлический наконечник.
По одним данным, метание производилось в цель — деревянный столб или щит, или просто начертанный на земле круг. По другим данным, наоборот, метали на дальность. Перерывов не проводилось, борьба заканчивалась победой одного из участников.
При метании копья атлеты применяли кожаный ремешок, которым обматывали древко копья в месте хвата. Конец ремешка с петлей находился в руке метателя. Это приспособление позволяло при броске придавать копью вращательное движение, что по мнению греков обеспечивало ему устойчивость в полете. Сведений о дальности полета копья не сохранилось.
Почетное место в олимпийских состязаниях отводилось борьбе. С 18-х Игр (708 г. до н. э.) борьба была включена в программу и как заключительное упражнение в пентатлоне, и как самостоятельный вид олимпийских состязаний. Борьба проводилась в стойке. Во время схватки разрешались захваты рук, шеи, можно было подбрасывать борцов, подбивать ноги в коленях, ставить подножки. Захват ног не возбранялся.
В то время у борцов не существовало весовых категорий. Продолжалась схватка до тех пор, пока один из борцов не бросал другого трижды на землю. Падение одновременно обоих борцов не засчитывалось. Если «чистой» победы добиться не удавалось, поединок продолжался до полного изнеможения и отказа одного из атлетов от борьбы поднятием руки.
Первым олимпийским чемпионом по борьбе стал в 708г. до н. э. Еврипатос из Спарты. Но самым знаменитым борцом за всю олимпийскую историю по праву считался Милон из Кротона. Известно, что он обучался в аристократической школе у Пифагора и считал себя его учеником. В четырнадцатилетнем возрасте Милон на 60-х Играх в 540 г. до н. э. вышел победителем в юношеских соревнованиях, а став взрослым, выиграл борцовские поединки еще на пяти Олимпийских играх — с 532 по 516 год до н. э. Удивительное спортивное долголетие: на протяжении 24-х лет шестикратный олимпийский чемпион не знал поражений! И только в 40-летнем возрасте на 67-х Играх (512 г. до н. э.) уступил победу своему земляку Тимасифесу. О колоссальной силеМилона слагались легенды. Одна из них повествует о том, как однажды, после очередной победы, он поднял жертвенного быка над головой, взвалил его себе на шею и так обежал весь стадион.