СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр
1.2 Организация праздника
1.3 Программа соревнований, определение победителей, герои Олимпиад
ГЛАВА II. АГОНАЛЬНОЕ НАЧАЛО В ЭЛЛИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1 Агональность в античной философии
2.2 Агонистика. Развитие системы игр в Греции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня самым большим общественным мероприятием в мире, привлекающим внимание наибольшего числа людей на планете Земля, являются Олимпийские Игры. Но интересно и очень примечательно то обстоятельство, что сами родоначальники Олимпийских Игр греки не используют такое древнейшее понятие как «Игры» в названии своих спортивных праздников, ибо они издревле называли (и называют по сей день) свои состязания-праздники Агонами.
Некоторые историки считают, что сами эти два понятия "агоны" и "эллины" исторически нераздельны. В подтверждение данного мнения они приводят свидетельства, зафиксированные на мраморной таблице, известной миру как "Паросский мрамор" (Marmor Parium). Согласно этому важнейшему письменному источнику греческой хронологии самые первые из известных историкам агонов были учреждены в честь бога Пана ещё в 1521 году до нашей эры, когда прежде называвшиеся граиками получили имяэллинов. Именно с той поры агоны начали быть самой главной частью всех более или менее крупных эллинских праздников. К сожалению, история не сохранила данных о том, что из себя представляли самые первые эллинские агоны. Однако достоверно известно, что задолго до начала проведения Олимпийских Игр, а именно между 1399 и 1259 годами до нашей эры в Элевсине были учреждены первые эллинские гимнические агоны, то есть музыкально-поэтические состязания.
Сегодня о самых крупных "спортивных" агонах, проводившихся в Древней Элладе, - Олимпийских играх, известно уже немало.
Древнегреческое слово «агон» как выражение состязательного, спорного и противоречивого начала, имеет фундаментальную значимость не только в античной философии, не только в напряженных, драматических, а порою трагических полисных отношениях, но и в повседневной, обыденной жизни древних греков и римлян: это постоянные войны Олимпийские игры, разнообразные празднества, вакханалии и т. д. Безусловно, прежде всего «агональное» начало выражается в противопоставлении древнегреческой философии, где истина никоим образом несокрыта и предельно высказываема, восточной мудрости, имеющей эзотерически-сакральный характер. Древнегреческий «агон» находит свое выражение в мифологическом сознании, в идее военного противостояния в историческом понимании Геродота, Фукидида и Ксенофонта, в философских учениях досократиков, в космополитических идеях Гесиода, Акусилая и Ферекида. В «агональном» проявлении особое место занимает учение Гераклита о логосе и диалектике перехода в противоположное, а также противопоставление бытия и не- бытия в философии Парменида; апории Зенона как противоречие между потенциальным и актуальным; учение о четырех «корнях» всего сущего, «дружба» и «вражда» как противоположные элементы в космологии Эмпедокла. Существенным образом «агональное» начало проявляется и в философии Сократа, где противопоставляется истинное знание и неистинное мнение, особенно выделяется противоречие и парадоксальность природы добродетели. Совсем иным образом «агон» и «субъективная диалектика» выражаются в софистической мысли, в противопоставлении этических и социальных воззрений софистов. Понимание природы «агонального» в учении о «эйдосах» в философии Платона выражается в противопоставлении мира идей миру чувственно воспринимаемых вещей, а в учении о государстве — в различных формах государственного устройства. Особую значимость имеет «агон» материи и формы и в философии Аристотеля. В дальнейшем природа «агонального» в философии эллинистического и римского периодов выражается прежде всего в эклектическом характере философской мысли, где философия «против» понимается как истинная философия. Представляется абсолютно важным рассмотрение «агонального» начала в античном сознании для понимания и реконструкции природы «противоречивого» в античных обществах.
ГЛАВА I. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр
История Олимпийских игр насчитывает 1169 лет. Естественно, что за более чем тысячелетнее существование программа игр и условия их проведения не оставались неизменными. Но основные традиции долгое время свято сохранялись. Одна из них — сроки проведения игр.
Олимпийский праздник всегда отмечался раз в четыре года, в високосный год, в «священном» месяце иеромении, начинавшемся с первого полнолуния после летнего солнцестояния, т. е. в конце июня — начале июля. Он повторялся через каждые 1417 дней, которые составляли одну Олимпиаду. По Олимпиадам древние греки вели свой календарь.
Как видим,Олимпийские игры не имели постоянной точной даты проведения. Поэтому каждый раз в конце весны первого олимпийского года во все греческие государства направлялись специальные посланники — глашатаи. Они оповещали народ о времени начала очередных Игр, приглашали в Олимпию и провозглашали традиционный призыв: «Пусть будет свет без убийств и преступлений, без войн и бряцания оружием». И во всей Греции, исходя из договора легендарного Ифита, устанавливалось священное перемирие – экехерия. На время экехерии, которая продолжалась примерно три месяца, на всей территории Греции прекращались всякие войны, и каждый, кто вступал на территорию Элиды, не должен был иметь оружия. Экехерия распространялась и на многочисленных гостей, следовавших на игры со всех концов Эллады, и на самих участников соревнований. Греки свято верили, что все они — гости Зевса и находятся под его покровительством.
Что же представляла собой Олимпия – место проведения игр? Это был крупный комплекс культовых и спортивных сооружений. Сердцем Олимпии была священная роща — Альтис. В юго-западной части Альтиса высился величественный храм Зевса, сооруженный зодчим Либоном в V веке до н. э. — уникальный памятник античной архитектуры. На фронтонах храма была установлена фигура Аполлона и изображены сцены из 12-ти подвигов Геракла. Внутри храма была установлена грандиозная статуя восседающего на троне Зевса — творение гениального скульптора Фидия, которое вошло в историю как одно из чудес света. Высота статуи достигала почти 13-ти метров. Трон был выточен из кедрового дерева и украшен резьбой и драгоценными камнями. Лицо и руки Зевса были выполнены из слоновой кости, волосы — из чистого золота. Золотым был и венок на его голове. На правой руке Зевса стояла крылатая богиня Победы Ника, в левой руке был скипетр, увенчанный орлом. Скульптура возвышалась перед мраморным бассейном, наполненным оливковым маслом. Это придавало статуе неповторимый блеск и величие.[1]
К северу от храма Зевса находился холм, окруженный оградой, — Пелопион — святилище Пелопса. А позади храма росло священное оливковое дерево, посаженное, по легенде, самим Гераклом. На площади Альтиса находился еще один храм, меньший по размерам и более скромный по виду, построенный в честь жены Зевса Геры. Там и находился диск с текстом договора об экехерии. В конце Альтиса, на террасах Кроносского холма, располагалось множество сокровищниц, где хранились драгоценности, принесенные в дар богам. По всей площади Альтиса размещались статуи Зевса, других богов и героев греческой мифологии, а также скульптуры победителей Олимпийских игр.
У подножия холма Кроноса находился стадион, соединенный с Альтисом 32-метровым тоннелем-криптой, через который участники соревнований и судьи выходили на него. Сам стадион представлял собой утрамбованную и посыпанную песком площадку размером примерно 214×30 м. Место старта бегунов было выложено каменными плитами шириной 80 см. Плиты были прорезаны поперек двумя параллельными мелкими бороздками на расстоянии примерно 16 см друг от друга, предположительно — для упора ног бегунов. По торцовым концам стадиона в землю были врыты на расстоянии 124—141 см друг от друга небольшие столбы с метр высотой, по-видимому разделявшие дорожки в местах старта и финиша. Трибун не было, зрители, а их набиралось до 50 тыс. человек, размещались прямо на склонах Кроносского холма в палатках, шатрах, а то и просто на земле. Для судей и наиболее знатных гостей имелось специальное мраморное возвышение, где стояли кресла.
Для конных соревнований был выстроен один из самых больших греческихипподромов, длина беговой дорожки которого составляла 1154 м. В середине ипподрома имелись стойла для упряжек, а между ними находился алтарь Посейдону — покровителю коневодства. На ипподроме имелось оригинальное стартовое устройство в виде орла с распростертыми крыльями и дельфина. В момент старта орел «взлетал» вверх, а дельфин «нырял» вниз. В дальней части ипподрома на самом опасном участке разворота колесниц был сооружен еще один алтарь — злому демону коней Тараксиппу («лошадиный ужас»), куда возничие, участвующие в гонках, приносили дары, чтобы умилостивить демона. По данным манускрипта, найденного в Константинополе, ипподром примыкал к стадиону, и судьям, сидящим на возвышении, достаточно было повернуть свои кресла, чтобы оказаться на линии старта конных ристаний.
К числу спортивных сооружений Олимпии относились также гимнасий и палестра, расположенные вдоль Кладея. Гимнасий, площадью 200×120 м, был окружен колоннадой. Внутри были устроены дорожки для бега, места для метаний, прыжков и борьбы. Вдоль были проложены тенистые аллеи, где атлеты отдыхали после упражнений. Аллеи были украшены мраморными скульптурами наиболее знаменитых олимпиоников. Здесь же находилось здание палестры размером 66,35×66,76 м. Палестра имела помещения для игр в мяч, с мешками для тренировок кулачных бойцов, комнаты для массажа, смазывания тела маслом и обсыпания песком — так поступали атлеты перед упражнениями. Имелись бани и купальни, где они могли принять теплую или прохладную ванну. С юга к гимнасию и палестре примыкала гостиница для проживания прибывающих на Игры атлетов. Имелись и другие служебные и подсобные помещения.