Картина “Последний кабак у заставы”, подведя определённый итог всему, что делал художник в предшествующие годы, стала во много рубежной, и не только для него самого. Положив в основу своего искусства религиозное начало, художник поднял и сам жанр на такую высоту, на которой зло начинает осмысливаться не только и даже не столько социально, сколько нравственно, как смертоносная язва, разлагающая человеческие души.
Нравственное измерение зла – вот то новое, что привнёс в отечественное искусство Василий Перов. Пафос искусства мастера – не в обличении зла как такового, а в необходимости и возможности человека в самом себе противостоять злу, в утверждений той внутренней, одухотворенной силы, что способна поднять человека над невзгодами, скорбями и унижением.
2.2 Психология героя
Герои произведений Василия Григорьевича Перова глубоко страдают от нищеты и безысходности.
В центре внимания русской реалистической живописи всегда был страдающий человек.
Поиск истины для художника-реалиста главным образом сопрягался с желанием понять глубинные причины человеческих страданий и призвать зрителя через сопереживание вымышленным персонажам на путь сострадания и соединения с нуждающимися в их поддержке людьми в реальной жизни. Потребность в христианском истолковании русской реалистической живописи давно назрела, т.к. в силу всем известной специфики нашего исторического пути в 20 века представление о ней до сих пор несвободно от идеологических стереотипов, чудовищно искажающих её подлинное содержание. Русский реализм нуждается в качественно новых методах анализа, которые позволили бы до конца раскрыть его мощный духовный потенциал. Данная работа, безусловно, не претендует на решение столь сложной задачи.
2.3 Колорит картины
Колорит произведений многих русских и западноевропейских художников, строится соответственно естественной или искусственной “натурной” освещенности и воздушной перспективе. В таких живописных произведениях свет и воздух, как писал Дидро, выступают “всеобщими примирителями гармонии”. Это не означает, что художник, следующий этому принципу, не использует (яркостные) отношения для построения композиции, для выделения и подчеркивания сюжетно главного, так же как и освещения для усиления эмоциональной выразительности своих произведений.
Перов последовательно придерживался принципа натурности освещения, но нельзя при этом не видеть того, что в этой картине сопоставление оранжевого цвета зари и освещенных окон кабака с синеватыми темными цветами всего пейзажа, включая стены дома, рассчитано на сильный эмоциональный эффект. В определённых пределах такой колорит допускает и отступления от натурности, однако не противоречие тому, что наблюдалось в натуре. Построение цветовой композиции тогда подчинено природным закономерностям материальной среды.
На изрытой колеями снежной дороге стоит пара саней. Одни пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на снегу, - собака. Лошадь жуёт брошенный на землю клок сена. Вдали – обелиски заставы. За ними – едва различимые, уезжающие из города сани.
Небо, жгуче-лимонного чистого тона, контрастирует с темным покровом, уже легшим на землю. Это – все, что изобразил художник, но небольшая картина полна такой щемящей тоски, что мысль, едва коснувшись личного горя крестьянки, тотчас же обращается к общей тяжелой судьбе пореформенного крестьянства.
Перов сознательно не разбил передний план ни одним светлым пятном: лошади изображены темной масти, собака черная. Светлый тон в небе поразительно чист, отчего оно кажется рядом с тяжестью земли прозрачным.
Снова следует обратить внимание на умелое использование художником светотени в композиционном построении картины: плавная линия дороги уходит вверх по склону горы, более светлый на переднем плане снег постепенно темнеет к горизонту. Слабо освещенные изнутри окна совсем тускнеют по сравнению со светящимся небом.
2.4 Воспитательное значение
Талантливое воплощение социальных проблем в искусстве, безусловно, обладает мощным воспитательным эффектом и учит человек обращать внимание на жизнь его ближних. Ещё греческие философы школы Аристотеля утверждали, что, сочувствие герою трагедии может привести зрителя к нравственному и духовному очищению. Художник, осознанно посвятивший себя изображению человеческого страдания, фактически служит делу духовного милосердия, даже если понимает его и не по-христиански. Большинство русских живописцев 19 века – это дети своего времени, выросшие в секуляризованной среде, в которой вера и церковная жизнь существуют либо как традиция, либо как гарантия лояльности к государственной идеологии и политической системе. Их личный гуманизм рождается не столько из Евангелия, сколько из чтения талантливой революционно – демократической публицистики.
ГЛАВА 3. МОЁ МНЕНИЕ О КАРТИНЕ ВАСИЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ПЕРОВА
Работа пейзажиста, которую мы столько легко относим к сфере светского искусства, на самом деле наполнена глубоким духовным содержанием. Часами, наблюдая за природой, художник воспринимает её не только глазами, но и сердцем. Погружаясь в её красоту, он, сам того не замечая, вступает в тонкие, созерцательные по своей сути отношения с её Творцом.
Особая ценность этих отношений заключена в полном отсутствии слов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.