В центре «Областной дом творчества» на постоянной основе работают всего лишь шесть сотрудников: генеральный директор, его заместитель, технический директор, пресс-секретарь, главный бухгалтер и референт. На период проведения фестиваля приглашается временный штат административных, технических работников. В ближайшем будущем в числе постоянных сотрудников фонда, возможно, появятся специалисты по маркетингу, фандрейзингу, связям с общественностью и средствами массовой коммуникации, так как без специальных программ стратегического развития в этих областях управленческой деятельности центру будет все труднее и труднее решать сложные проблемы, связанные с финансированием фестивальных программ.
Организационно-правовой статус центра определяет две важнейших особенности финансирования его деятельности. Во-первых, в соответствии с уставом финансирование крупных фестивальных мероприятий осуществляется по программно-целевому принципу на основании ежегодных планов деятельности центра и смет на каждый проект, рассматриваемых и утверждаемых советом попечителей. Во-вторых, механизм выделения бюджетных субсидий центру существенно отличается от аналогичной процедуры, принятой для стационарных драматических и музыкальных театров, концертных организаций и коллективов, несмотря на тот факт, что комитет по культуре города Пензы является одним из его учредителей и играет важную роль в формировании репертуарной политики фестивальных программ. Из средств областного бюджета финансируется не само существование фонда как учреждения культуры, а его конкретные программы.
Иными словами, если у органов министерства культурой есть возражения принципиального порядка по содержанию того или иного фестивального проекта, они могут воздержаться от выделения средств на его проведение, тогда как стационарные учреждения культуры и искусства независимо от реальных творческих и экономических результатов деятельности получают бюджетные дотации, прежде всего по такой защищенной статье, как заработная плата. С учетом реальной опасности сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры и искусства как из федерального, так и из региональных бюджетов, можно прогнозировать реальную конкуренцию за объемы бюджетного финансирования. В этом случае программно-целевой метод будет значительно более эффективным инструментом распределения бюджетных субсидий. В такой ситуации у центра есть очевидные преимущества, так как в подобных условиях он работает с момента основания.
Пензенский областной дом творчества, являясь инициатором проведения фестиваля «Родники», осуществляет свой вклад в его деятельность, предоставляя для его мероприятий на безвозмездной основе большой зал и две малых сцены, а также служебные помещения для фестивальной дирекции, что позволяет свести практически к минимуму все расходы, связанные с арендой залов и производственных помещений.
Доходная часть бюджета каждого фестивального проекта формируется в соответствии со сметой, утвержденной советом попечителей. Соотношение различных источников финансирования фестивальных проектов фонда не является столь устойчивым. Реальные объемы финансирования зависят от множества случайных факторов, включая финансовое положение основных спонсоров и реальное состояние финансирования отрасли культуры из средств областного бюджета.
Рассмотрим это на конкретном примере фестиваля «Родники» 2008 года. Расходы на реализацию проекта были предусмотрены в объеме 186 тыс. рублей в ценах 2008 года. От реализации билетов на мероприятия фестиваля в его бюджет поступило немногим более 13 млн. рублей или 7,1%. Около 50 тыс. рублей на проведение фестиваля выделил генеральный спонсор АО «Шестнадцатый строительный трест», 33 тыс. рублей - комитет министерства по культуре . Оставшаяся часть сметы фестиваля формировалась за счет более мелких спонсорских вкладов, которые принимались как в денежной форме, так и в форме товаров и услуг. Так же приняли на себя все расходы, с вязанные с транспортом. В частности, Никольский опытный завод «Красный гигант» изготовил памятные призы фестивалей.
Если не считать поступлений от продажи билетов, бюджетных ассигнований комитета министерства по культуре города Пензы и взноса генерального спонсора, около половины доходной части бюджета Городского фольклорного фестиваля «Родники» формируется за счет более скромных по своим размерам спонсорских взносов. Среди постоянных спонсоров фестиваля такие далекие от искусства организации, как казино «Алмаз», казино-клуб «Премьер», «Адмирал-бар» и другие. В число постоянных спонсоров фестиваля входят ЗАО «Фирма «Гепард», АО «Артис», туристическая фирма «Пилот», АО Пивоваренный завод «Самко», ЗАО «СОЛО» и др. В буклетах, афишах и других видах печатной продукции фестивальная дирекция помещает их развернутую рекламу. Без значительного числа средних и небольших спонсорских вкладов проведение городского фольклорного фестиваля «Родники» было бы вряд ли возможно.
Расходная часть бюджета фестиваля «Родники» определяется во многом условиями договорных отношений с его участниками. Например, оплата всех расходов по транспорту.
Оплата подготовки фестиваля составляет около 11% его сметной стоимости. Она включает в себя расходы по изготовлению буклетов и другой печатной продукции, на телефонные переговоры, почтово-телеграфные расходы, и т.д. Заметим, что оплата временных сотрудников, приглашаемых на период проведения фестиваля, отнесена к смете центра к двум отдельным статьям «Комиссионные уполномоченным по продаже билетов», «Оплата внештатных работников фестиваля».
Значительная часть расходной части бюджета каждого фестиваля (около 13% в 2006 году) приходится на такие производственные затраты, как «Аренда световой и звуковой аппаратуры», «Постановочные расходы», которые направляются на адаптацию гастрольных спектаклей к сценическим площадкам фестиваля. При этом указанные статьи сметы не включают в себя расходы на оформление фасада и фойе театра, дизайн которого создается для каждого фестиваля.
Интересные выводы можно сделать в результате сравнительного анализа смет расходов на проведение фестиваля «Родники» и городского фестиваля «Скоморошина». Сам по себе этот фестиваль собирает меньшее количество участников.
Это впрямую отразилось на объемах финансирования данного фестивального проекта. Общая сумма расходов фестиваля «Скоморошина» (190 млн. рублей) в два с половиной раза меньше соответствующих расходов последнего фестиваля «Родники» (186 тыс. рублей). Но любопытно отметить, что различия в расходах между этими двумя фестивалями заключается прежде всего в объемах затрат на прием коллективов. Так, на оплату проезда, проживания приглашенных участников фестиваля «Скоморошина» в апреле 2007года было затрачено 30,6 тыс. рублей, а нате же цели в апреле 2006 года в период проведение городского фестиваля «Родники» направлено 100тыс. рублей. Безусловно, с учетом инфляции эти различия в объемах финансирования будут выглядеть более внушительно. Напротив суммы затрат на рекламу в сметах обоих фестивалей различаются незначительно. В 2007 году на изготовление печатной продукции фестиваля «Родники» было затрачено 10тыс. рублей, а год спустя 8,3тыс. рублей. Принимая еще раз во внимание уровень инфляции можно смело утверждать, что реальные объемы финансирования по этой статье расходов остались практически неизменными. Аналогичные выводы мы можем сделать при сопоставлении административно-управленческих расходов, оплаты технического персонала, что позволяет сделать вывод о том, что эти виды затрат практически не зависят от жанровой направленности фестиваля. Административные расходы на проведение фестиваля малых художественных форм либо равны, либо незначительно меньше аналогичных расходов на проведение крупномасштабного театрального фестиваля, каким является «Родники». В данном случае очевидной является ориентация центра «Областного дома творчества» на поиск новых направлений своей деятельности. Проведение фестиваля с оригинальной жанровой направленностью, в котором приняли участие в подавляющем большинстве малоизвестные исполнители - как эксперимент обладало высокой степенью риска. И тот факт, что руководство центра пошло на это, убедив совет попечителей финансировать данную культурную акцию, свидетельствует о приоритете художественно – эстетической деятельности центра над всеми остальными.
Заключение
Фестивальная практика, как в Российской Федерации, так и в Пензе и в Пензенской области в последние годы получает все более широкое распространение. Несмотря на трудности бюджетного финансирования фестивальных мероприятий их устроители, благодаря своим титаническим усилиям, находят необходимые средства для того, чтобы художественный уровень и разнообразие репертуарного предложения постоянно возрастали. Фестивали искусств в России выполняют свою главную социально-культурную функцию, интегрируя распадающееся культурное пространство страны.
Анализ фестивальной практики в Пензе позволяет сделать несколько важных выводов. Прежде всего, фестивали играют важную роль в качестве своеобразного катализатора развития музыкального творчества (народное пение, фольклор), как для творческих работников, так и для зрителей, которые сегодня могут быть в значительной степени не удовлетворены существующим репертуарным предложением ведущих коллективов города.
Деятельность центра «Областного дома творчества» свидетельствует о том, что его организационно-правовая модель является эффективной и прекрасно соответствует его уставным целям и задачам. Механизм программно-целевого финансирования фестивальных проектов представляется перспективным не только для деятельности фонда, но и для других учреждений культуры и искусства города. Финансирование конкретных программ, а не деятельности музыкального коллектива вообще, позволит, в конечном итоге, более эффективно и рационально использовать выделяемые на сферу культуры субсидии из местного бюджета.