Контрольная работа по культурологи на тему:
"Органика в архитектуре и скульптуре"3
План
1. Фрэнк Ллойд Райт как основатель органического искусства
2. Органическая архитектура и её примеры
Список литературы
1. Фрэнк Ллойд Райт как основатель органического искусства
Параллельно с конструктивизмом первой половины 20 века развивалось направление, условно называемое «органической архитектурой». На фоне простых геометрических форм, гладких белых стен, прямых углов, современных материалов – стали, бетона и стекла, подчеркнутого увлечения современными техническими возможностями, пропагандируемыми мастерами модернизма, часть архитекторов продолжала на протяжение всего века утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением.
В отличие от урбанизма Франк Ллойд Райт (1869–1959), крупнейший американский архитектор, порицает уплотненность городской застройки и создание небоскребов (сочинение «Исчезнувший город»). Он разрабатывает так называемый «стиль прерий» и выдвигает новую форму человеческого поселения, где на каждую семью приходится по акру земли. Райт стремится к установлению тесной связи архитектуры с природой, к максимальному использованию особенностей природного окружения. Он строит коттеджи; особняки, виллы, включающие множество террас, галерей, окруженных садами. К лучшим его произведениям относится «Фоллитуотер» («Дом над водопадом») в Бир-Ране (1936).
Человек неистощимой изобретательности, Райт с мастерством перевоплощает технические открытия в открытия архитектуры. Он использует их для новых композиционных решений. Однако в идеях Райта отразились характерный для капитализма дух замкнутого индивидуализма, стремление к стандартизации быта, а также утопическая вера в возможность решить социальные проблемы эпохи, улучшив условия быта. Интерьеры виллы скорее напоминают хорошо обставленную пещеру, чем дом в традиционном смысле слова. Вилла полностью сливается с ландшафтом, воплощая мечты Райта о жилом сооружении, растворенном в природном окружении. «Дом над водопадом» – явление необычное, исключительное, связанное с эксцентричностью богатого заказчика. Конечно, подобные постройки не могли отвечать призывам функционалистов создавать в архитектуре типическое, способное удовлетворять массовым потребностям. Хотя и эти задачи нашли свое нетрадиционное решение в творчестве Райта. Начиная с середина 30-х годов он спроектировал и построил множество домов «умеренной стоимости» (usonian buildings) – типично американских одноэтажных домов для среднего класса, удовлетворяющих потребности в «пригородном умиротворении индейского лета».
Завершает этот период творчества Райта здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943–46, строительство 1956–59). Этот проект вызывает ассоциации с органическими формами, несмотря на точность его геометрических объемов. Как улитка закручивается спираль основного объема, расширяясь по мере подъема вверх. Наружным спиралям соответствуют внутренние галереи-пандусы, которые опоясывают центральное открытое пространство, залитое верхним светом. По их стенам, по проекту Райта, должны были висеть картины (сейчас их убрали), которыми любовались посетители, спускаясь по пандусам сверху вниз. Именно так было запрограммировано их движение, предполагалось, что наверх они поднимутся на лифте. Цельные, нерасчлененные белые бетонные массы, закрученные в спираль, образуют оболочку для внутреннего пространства и создают замкнутую форму, обращенную в себя, отгороженную от внешнего городского окружения. Райт не любил больших городов, и в этом здании, разрывающем непрерывный ряд фасадов, очень ярко продемонстрировал свое отношение к городской среде.
2. Органическая архитектура и её примеры
Помните дизайн домов хоббитов в фильме «Властелин колец»? Конечно, в некоторой степени можно сказать, что эти дома построены по всем законам бионики, но, по правде говоря, режиссер фильма только лишь ограничился элементами органической идеи.
Первое впечатление о здании в органическом стиле – постройки выбиваются из правильной геометрии. Природные формы объекта будят воображение. В бионике стены подобны живым мембранам. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклых поверхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже не просто перегородка, она живет подобно организму.
Прав был Великий Антонио Гауди, сказав, что «Архитектор не должен отказываться от красок, а напротив использовать их для придания жизни формам и объемам. Цвет – это дополнение формы и самое яркое проявление жизни». Только представьте, войдя в органическое здание, вы ощущаете себя погруженным в чудесный мир, наполненный светом прозрачного цвета.
Цвет создает особый мир интерьера, оживляя и открывая материалы, просвечивающиеся под слоем краски. Цвет живет и движется по своим законам. Создается впечатление, что он влияет на усиление либо ослабление функций здания и пространства.
В органическом строении благодаря постоянно меняющемуся балансу взаимодействия желаний и пространственных возможностей человек испытывает ощущение движения в покое, и покоя – в движении пространства. Малейшее движение сдвигает баланс сил, благодаря чему меняется восприятие пространства. Постоянство и изменение, симметрия и асимметрия, защищенная интимность и широкая открытость существуют в хрупком равновесии. Заметьте, и в движении, и в покое всегда присутствует ощущение равновесия.
В своей сущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В органическом доме спальня будет спальней, гостиная – гостиной, кухня – кухней.
Рудольф Штайнер говорил: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как «место», где раскрывается смысл человеческого бытия».
Во все времена архитектуре была свойственна двойственность. С одной стороны, она была органической, ибо следовала законам природы, с другой стороны – искусственной, так как соответствовала идеалам, завещанным Эвклидом. Органическую тенденцию развития архитектуры смело можно назвать «образованным искусством», а рациональную – «изящным искусством».
Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии. Они динамические, неправильные, возникающие как результат контактов с реальностью. Формы неорганической архитектуры основаны на геометрии. Как следствие – они правильные и совершенных пропорций, золотого сечения и абсолютной красоты, результат образования.
Вместе с тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм, который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы.
Получая в 1998 году последнюю из своих четырех лицензий на проектирование и строительство, Кен Келлог высказал замечательную фразу, до конца понять которую могут, наверное, только архитекторы и дизайнеры. «Хотя архитектурные школы и учили меня основам строительно-инженерных навыков, но этим же самым они учили меня, что мне нельзя делать. Архитектуре невозможно выучить. Прекрасное находится у тебя внутри и выходит из твоей души. Я уже давно осознал, что все эти лицензии не делают Архитектуру. Все эти конкурсы создаются, так или иначе, политиками. А все эти люди, которые находятся в так называемых «архитектурных комиссиях» и которые создают все эти лицензии, архитектурные и строительные нормы, делают это только для того, чтобы продвинуть в этом обществе самого себя, но только не Архитектуру. И все, что они производят на свет – это очередная серая посредственность».
Кен Келлог, знаковый архитектор современности, стойкий последователь и представитель направления «органической» архитектуры, безоговорочно верит нескольким основополагающим дефинициям, которые являются фундаментом его творчества. Вот они. «Органическая Архитектура – это Мать всех искусств. Красота – неотъемлемая и основная часть жизни. Природа не терпит сентиментальности. Красота природы – ключевой аспект нашего выживания в этом суровом Мире».
Решительно отвергая архитектуру-дизайн, способную «переехать в любое место» архитекторы «органики» беспрекословно веруют, что каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, родственной местности и неотъемлемой от нее. Надеются, что оно останется там, где стоит, на долгое время. Ведь дом – не фургон. Дом – это поистине вторая кожа не только человека, но и той точки земли, где он возведен.
Он постоянно подчеркивает необходимость связи с землей: земля уже имеет форму. Почему бы не начать сразу с того, чтобы принять ее? Почему бы не принять дар природы? Поэтому архитектор не приемлет Эвклидовой геометрии, «коробчатости». Большинство новых «современных» домов выглядят так, как будто их части вырезаны ножницами из картона, после чего куски картона сложены и согнуты под прямым углом, а местами, для разнообразия, с кривыми картонными поверхностями… Эти постройки последнего времени – плохо исполненные продукты поверхностной эстетики «плоскости и массы».
Архитектуру Келлога я определил бы как создание тончайшей шелковой ткани, которая гармонично и органически ложится на «тело» Земли и, подчас, даже невозможно найти различия между телом и тканью, настолько невидима фантастическая, соединяющая нить, созданная талантливым зодчим. И если сравнить множество существующих зданий, их архитектуру, зданий прекрасных и не очень, высоких и приземистых, неказистых и нарочито показушных, то все они прорываются сквозь нежную оболочку Земли, как прыщи, бородавки, рваные, зарубцевавшиеся шрамы.