Смекни!
smekni.com

Осетинская культура (стр. 7 из 8)

...Сфера влияния аланской епархии настолько расширилась, что в нее на короткое время оказалась вовлеченной не только значительная часть Северного Кавказа, но и Поволжье и Нижний Дон. Если к этому добавить соединение Алании с кафедрой Сотириуполя — Бичвинты (крупнейший Христианский центр Абхазии и всей Грузии Пицунда.— К. Ч.) в 1347 г. становится ясно, что в тот период под духовной властью аланского митро­полита оказалась огромная территория.

Снорри Стурлусон (1179—1241) был одним из выдающихся лиц средневековой Исландии, наиболее известной работой которого была «Саги о королях Норвегии». В легендарной части истории о предках Харольда Рыжего (ок. 1000 г. н. э.), основателя норвежского королевства, Снорри пишет о том, как «бог Один вместе со своими сыновьями прибыл (I Скандинавию из своей страны Асаланд (страна ясов) (подчеркнуто мною.— К. Ч.):.. Посадив своих братьев правителями Асаланда, он со многими слугами покинул страну и прибыл сперва в Гардарику (Северную Русь), затем в Саксонию, и, наконец, в Скандинавию, где он и его сыновья поселились в Уппсала (Швеция)... Находясь при дворах королей и вождей Норвегии и Зап. Швеции, Снорри мог слышать от очевидцев, побывавших в Южной России, о существовании большого народа асов или ясов, занимавших в это время (место) вокруг Дона. Мы знаем, что асы были предками осетин, занимавших в это время обширную территорию в Южной России, где река Дон и поныне носит осетинское имя... Таким любопытным манером древнее название осетин было использовано в далекой Исландии для объяснения происхождения нордического бога.

Принятие христианства способствовало развитию искусства, связанного с религией, строительству храмов и фресковой живописи. В верховьях Кубани, главным образом в ущелье по р. Зеленчук, осталось около десяти христианских храмов того периода (X—XI вв.— К. Ч.)... Высокое культурное развитие Алании, которое сказывается в архитектурных сооружениях и в живописи, находит себе объяснение в отмеченных выше художественных традициях. Аланское искусство достигало в архитектурных сооружениях и фресковой живописи своего совершенства.

В конце IX — нач. Х в. аланы становятся крупной военно-политической силой на юго-востоке Европы, в западной части Алании, в ущельях реки Б. Зеленчук, Кубань и Теберда, возводятся лучшие произведения древнего зодчества на Кавказе — три Зеленчукских, Шоанинский и Сентинский храмы. Эти монументальные трехапсидные храмы с остатками фресковой живописи относятся к Х веку и являются древнейшими памятниками христианского зодчества на территории РСФСР.

В ущелье р. Большой Зеленчук находится одно из крупнейших и интереснейших городищ Западной Алании — Нижне-Архызское городище, которое с полным основанием можно считать одним из аланских городов. Жизнь этого города была тесно связана с аланской христианской цер­ковью...

Судя по некоторым археологическим наблюдениям, городище воз­никло в конце IX в., но быстрое его развитие связано с христианизацией

Алании и последовавшим за этим церковным строительством. Удобно расположенное, Нижне-Архызское городище в начале Х в. стало резиден­цией только что организованной Аланской кафедры митрополита Алании. Вскоре в Нижнем Архызе началось строительство кафедрала Аланской епархии — крупнейшего на средневековом Северном Кавказе северного Зеленчукского храма. Почти одновременно с ним сооружается средний Зеленчукский храм, предназначенный для обслуживания христианского населения города. Строительство велось византийскими зодчими...

Аланы верховьев Кубани умели хорошо обрабатывать камень, что в сочетании с византийскими строительными приемами обеспечило необык­новенную прочность храмов, сохранившихся до наших дней.

Концентрация крупных купольных храмов, одноаспидных церквей и часовен, христианских кладбищ, эпиграфических памятников греко-византийского происхождения в Нижнем Архызе позволяет считать, что именно здесь находился центр Аланской епархии и резиденции аланских митрополитов до второй половины XIV в. Следовательно, этот город в Х—XII вв. был и административно-политическим центром Алании, а также ее важным культурным центром.


РОССИЙСКИЕ СВЯТЫЕ НА АЛАНСКОЙ ЗЕМЛЕ.

Судьба христианства в Осетии сурова. Предки осетин — скифы и сарматы — были одними из первых народов, услышавших благую весть. Учение Христа принесли в Скифию апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит. Грузинские летописи утверждают, что, зная о прибли­жающейся смерти, проповедовавший в Персии и Мидии Матфей прибыл в Аланию (древнее название Осетии) и был похоронен в ее пределах.

После нашествия гуннов аланы растеклись по всей Европе, а оставшиеся на исторической родине к Х веку создают мощное раннефеодальное государство. Византия обращает взоры к аланам, видя в них желанных союзников на Востоке. В это время и выбрали аланы христианство. Да по-иному и быть не могло, ведь надо было противостоять сильнейшему хазарскому каганату, «защищенному», как верили хазары, щитом иудаизма. О мусульманстве в то время и речи не шло, ведь это была религия далеких кочевых народов. А вот христианство помимо света истинной веры несло и немалые моральные преимущества: Новый завет не мог не победить старый иудейский закон.

Уже в 921 году образовывается аланская митрополия, начинается активное созидание храмов. Зеленчукские, Сентинский и Шоанинский храмы — древнейшие в РСФСР — построены на целое столетие раньше знаменитых храмов святой Софии в Киеве и Новгороде! Кстати, значение, которое придавали аланам-осетинам духовные пастыри, видно из сообщений Иоанна Мариньоли.

В работе «О вере после потопа» он писал: «Ревностно служил Богу Сим, историю которого мы изучаем. На второй год после потопа он произвел на свет Элама, от которого произошел на востоке благородный род аланов, являющихся ныне величайшим и благороднейшим народом мира; всех прекраснее и храбрее их мужчины».

Кстати, осетины оставили немалый след в христианской культуре. Двенадцать сцакисянцев — святых, почитаемых армянской церковью, родом аланы. Общеизвестен подвиг Николоза Двали, в начале XIV века забитого камнями в Иерусалиме за проповедь христианства и причисленного к лику святых. Еще два осетина-двали (т. е. из Туальского ущелья) достигли редкого искусства в книжной миниатюристике и переписке книг на Святой горе—это Иван и Иосиф Двали (XII—XIII вв.). Осетином был и художник, расписавший стены знаменитой Нузальской часовни — Бола Тлиаг.

Христианство сблизило Аланию с Русью, искавшей среди единоверцев помощи для отпора хазарам и половцам. Многие русские князья выбирали себе жен из прекрасных осетинских (ясынских, ясами называли тогда алан) царевен. Ярополк Владимирович, Андрей Боголюбский, Мономах... В 1107 году Владимир Мономах женил сына своего Юрия на внучке аланского князя Осеня. Одна из княгинь — Мария, рожденная в древней Алании, подарила 12 детей великому князю Всеволоду III, прозванному за это «Большое гнездо». Она возводила храмы и монастыри во Владимире, своем стольном граде. Всеволод III, женившись на Марии, выдал сестру ее за Мстислава, сына киевского князя Святослава.

Всю жизнь великая княгиня Мария беззаветно служила идее христианства. Лаврентьевская летопись сообщает: «... постриглась великая княгиня Всеволжья в монашеский чин в монастыре св. Богородицы, который сама создала. И проводил ее великий князь Всеволод со слезами до монастыря с сыном Георгием и дочерью Всеславой, были епископ и игумен Симон и другие игумены и чернецы — провожали многие со слезами, потому что на всех изливала добро благоверная княгиня...»

За мудрость, благочестие, подвижничество Русская церковь провозгласила Марию святой. Она стала третьей «своей», русской, святой, после киевской княгини Ольги и князя Владимира, крестившего Русь. Четвертым на Руси был канонизирован сын Марии князь Михаил Черниговский, пятым — внук ее Александр Невский, шестым — правнук Даниил. Ветвь, идущая от одного сына Александра Невского, Андрея, привела к рождению Александра Сергеевича Пушкина. Ветвь, идущая от другого его сына,-Даниила Святого, привела к рождению Наталии Николаевны Гончаровой.

Кто знает, как бы в дальнейшем сложились отношения Алании и Руси, если бы в XIII веке не захлестнуло христианские народы потоком варварских нашествий. Но трагедия почти полностью уничтоженного трехмиллионного населения Кавказской Алании, простиравшейся от Азова до Каспия, разрушение городов и крепостей, прекрасных храмовых комплексов Архыза и Домбая не смогли вырвать светлый образ Иисуса Христа из народных сердец. Не удалось это ни татарским туменам, ни кровожадному Тимуру, ни шаху Аббасу.

Почти пятивековое существование Аланской епархии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих храмов, загнанные в горы, в последние века не имевшие грамотных священников, осетины перенесли дорогие для них имена христианских святых на древние горные святилища.

Сами места для молений в Осетии называются «дзуар», что означает «крест». Многие дзуары — это разрушенные церквушки Х—XIV веков.

Объявляют языческим святилищем и одну из главных святынь Осетии — Реком (памятник деревянного зодчества), не боясь Бога и «забывая», что цари Грузии, свершавшие паломничество к Рекому, не могли, в силу принадлежности к православию, молиться на языческих капищах. Еще в конце прошлого века исследователи Рекома видели в нем иконостас!

Одно из самых своеобразных сочетаний языческих и христианских традиций — святая роща Хетага.

Издавна была поставлена здесь маленькая деревянная часовенька с образом Георгия Победоносца, но она была сожжена в первые годы революции. С тех пор власти всячески пытались утвердить языческий смысл рощи — и немало в том преуспели...