Смекни!
smekni.com

Основние пути развития европейской культури ХІХ в. (стр. 30 из 45)

Художник продолжает настойчиво работать и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, и Матисс долгое время ничего не знает об их участи. Он тревожится и за сына Жана, помогавшего борцам Сопротивления.

Работа – самое главное в жизни мастера, мысли о ней не покидают его. В письме к известному писателю Л. Арагону от 1 сентября 1942 года художник пишет: «Я думаю только о работе…» 22 августа 1943 года он снова пишет тому же адресату: «…В моем возрасте никогда не знаешь, не будет ли работа, которую делаешь, последней в жизни – и надо было сделать ее как можно лучше; уже нельзя отложить осуществление своей мысли на следующий раз…»

В сороковые годы художник много трудился над портретами, которые всегда считал своим призванием. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), в которой исполнена серия «Джаз» (1944–1947).

В 1947 году художник удостаивается высшей степени ордена Почетного легиона. В 1950 году он снова получает премию по живописи на XXV Венецианском бьеннале. В 1952 году на родине художника открывается Музей Матисса. В 1948–1953 годах по заказу доминиканского ордена он работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, своеобразный синтез многих предшествующих его исканий.

Несмотря на тяжелую болезнь, почти все его произведения последних лет светлы, оптимистичны и жизнерадостны по настроению. По свидетельству его секретаря, Матисс иногда рисовал даже ночью, в минуты тяжелой бессонницы, чтобы отвлечься. Даже после инфаркта, за день до смерти, Матисс попросил карандаш и сделал три портретных наброска.

Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Ницце и там же похоронен. Л. Арагон писал о Матиссе: «Этого человека больше нет, но он оставил нам свою огромную веру в судьбу людей, свое умение рассеивать туман, свое утверждение счастья».

46 Угруповання Блакитний вершник і становлення творчих принципив абстрактивізму

СИНИЙ ВСАДНИК Der Blane Reiter Название движения, созданного в 1911 в Мюнхене Василием Кандинским, Францем Марком, Августом Макке и Генрихом Кампендонком после их ухода из Нового мюнхенского художественного объединения. Происхождение и задачи движения.<Синий всадник> ставил своей целью продолжение исканий в области эмансипации искусства, начатых на первой выставке Нового мюнхенского художественного объединения, но вскоре ужаснувших самих его членов, настроенных еще несколько конформистски. Название движения повторяло название картины Кандинского(1903) и свидетельствовало о стремлении к цветовому лиризму, которому Кандинский и Марк придавали особое значение. В ранний период истории<Синего всадника> преобладала творческая индивидуальность Кандинского, что соответствовало его значительным экспериментам в абстрактном искусстве. Для Марка и его более молодых друзей - Августа Макке, Генриха Кампендонка, Пауля Клее - участие в этом движении стало важным этапом их творчества, позволившим им осознать собственные возможности и особенно мучительную судьбу художника. <Синий всадник> просуществовал до 1913; тогда же была распущена группа <Мост>. Центром движения стала деревушка Синдельсдорф, лежащая у подножия баварских Альп; ее роль была аналогична роли Морицбурга для художников группы <Мост> или Мурнау - для Кандинского и Явленского в 1908- 1909. Выставки. Первая выставка <Синего всадника> открылась 18 декабря 1911 в гал. Танхаузер в Мюнхене. Представленные на ней работы главных художников группы тесно связаны друг с другом. Так, <Гроза> Макке (Сарребрюк, музей) исполнена под влиянием Кандинского; <Скачущая лошадь> Кампендонка (там же) имеет много общего с работами Марка, чья композиция <Большие синие лошади> (Миннеаполис, Художественный центр Уолкер) - одно из самых значительных произведений начального периода движения. Кандинский выставил <Композицию № 5> (Солер, частное собрание), <Импровизацию № 22> (Москва, Гос. Третьяковская гал.), в которых тонко нюансированное изображение дематериализовано движением цвета. Кроме того, на выставке были представлены работы Габриэллы Мюнтер,австрийского композитора Арнольда Шенберга, чьи картины были тогда очень популярны, Альберта Блох, Давида и Владимира Бурлюков, знакомых с кубизмом, а также французских художников, к творчеству которых Кандинский и Марк проявляли наибольший интерес - Делоне и Руссо-таможенник. Вторая выставка <Синего всадника> состоялась три месяца спустя (март 1912) в гал. Ханса Гольца. Здесь экспонировались акварели и графика. Эта выставка приняла характер своеобразной <очной ставки>различных художественных направлений, в ней участвовали художники группы <Мост>, кубисты (Брак, Пикассо, Дерен. Лафресне), русские художники (Малевич, Ларионов, Гончарова) и швейцарский Moderne Blind во главе с Клее.

Альманах. Основным событием 1912 стало издание альманаха <Синий всадник> (май), появившегося в римках большой выставки, организован-

ной Зондербундом и Кельне. В альманахе были опубликованы высказывания самих художников о развитии современного искусства (роль цвета, отказ от принципа имитации, на котором основывалось искусство, начиная с эпохи Возрождения). Здесь приводились отсылки к архаическому и примитивному искусству; здесь было множество иллюстраций, представленных совершенно по-новому и подтверждавших духовное родство средневекового западного искусства (включая гобелены, мозаики и слоновую кость), искусства африканцев, мекиканцев, китайцев, японцев, жителей Океании, индейцев Аляски и народного искусства (русские лубки, богемское и баварское стекло). Здесь впервые детские рисунки рассматривались как прошведения высокого искусства. Макке писал: <Не являются ли дети, непосредственно выражающие свои внутренние чувства и эмоции, более великими творцами,чем последователи греческого идеала?> В тo же время Ван Гог, Гоген, Сезанн, Руссо Таможенник были пионерами нового художественного языка, представленного французами (Матисс, Пикассо, Делоне. Лс Фоконье) и немцами (<Мост>, Кокошка и сам <Синий Всадник>). Четыре статьи были посвящены музыке. Незадолго до выхода альманаха в Мюнхене была издана работа, представляющая собой теоретический синтез эстетики <Синего всадника> - главная работа Кандинского <О духовном в искусстве>, большой раздел которой был посвящен форме и цвету и ставил акцент на эмоциональной и интуитивной ценности произведения и на психической роли цвета; впрочем, в течение этого года в творчестве Кандинского постепенно исчезают фигуративные мотивы (<С черной аркой>, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Последняя крупная выставка <Синего всадника> состоялась в Берлине в 1913 в павильоне журнала <Штурм> на Первом немецком Осеннем Салоне. Второй выпуск альманаха появился в1914. Продолжить его издание помешала не столько война, сколько творческая эволюция самих художников: с 1912 Кандинский, Марк и Макке пошли по своему собственному творческому пути.

Значение <Синего всадника>. Деятельность <Синего всадника> в самых

разных областях культуры открыла широкую панораму целей и средств современного искусства. В Германии, наряду с прямо противоположной ему группой <Мост>, это было самое значительное художественное движение. <Синий всадник> - это движение общеевропейское, хотя и опиравшееся на традицию немецкой живописи; главной техникой была уже не гравюра на дереве, а акварель, которой отдавали предпочтение Кандинский, Макке, Марк, Клее и которая не столько усиливает, сколько смягчает эффекты. Вместе с тем, благодаря музыке, облегчившей переход от реальности к абстракции (цвет часто уподоблялся звуку), <Синий всадник>оказался в духовной атмосфере,берущей свое начало в эпоху символизма. Однако <Синий Всааник> сумел утолить символистскую ностальгаю по выражению невидимого, отчасти благодаря чисто техническим новшествам современной живописи, от неоимпрессионизма до кубизма.

47 Персоналії сюрреалізму : Магрітт, Ів Тангі, Х. Міро і др

Андре Массон (1896-1987) – французский художник, одним из первых включившийся в движение сюрреалистов. Он работал методом графического автоматизма: водил индийской тушью по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы, который при следующем движении руки изменялись. Например, птица могла превратиться в женщину. Экспериментировал Массон и с другими техниками ( напр., создал во второй половине 1920-х годов целую серию картин, которые возникли в результате последовательного выплескивания, бросания на холст клея, песка и краски, с минимальной доработкой кистью. При этом, как он верил, определяет результат не сознание художника, а некое Мировое Бессознательное. Впрочем, сама последовательность приемов выплескивания и бросания (клея, песка, краски) была строго определенной и вполне рациональной: сначала следовало получить на холсте случайные пятна клея, а потом уже пускать в ход песок, чтобы он прилипал к клейким местам.)

Некоторое время он иллюстрировал сюрреалистический журнал «Обезглавленный», но в дальнейшем потерял интерес к сюрреализму и стал театральным художником.

Ив Танги (1900-1955) – другой крупный представитель абстрактного сюрреализма работал в совершенно ином стиле: он тщательно вырисовывал объемные биоморфные фигуры на своих картинах. Первоначально работая моряком, Танги решил стать художником после того, как посетил выставку Джорджо Де Кирико. Чувство необъятности пространства, которое он населил странными существами, возникло у Танги именно в бытность моряком. В его картинах не найти классических образов Де Кирико, он совершенно самобытный художник не похожий ни на кого из представителей абстрактного искусства. Одни из его лучших картин – «Лента излишеств» и «Мама, папа ранен!» - наполнены тревогой. Критики назвали эти пустынные ландшафты «жестоким и дотошным описанием первых дней после катастрофы». Позже в этих картинах стали угадывать предчувствие пейзажей после атомного взрыва.