32. Роль мифа в первобытной культуре
Основу первобытной культуры составляет миф. Миф для первобытности – основа жизни, способ мировосприятия и выражения своего понимания мира через образы. Мифология в целом – самое древнее архаичное создание, имеющее синкретический характер. Здесь тесно переплетены зародышевые элементы религии, искусства, философии, науки, морали и т.д. В мифе сущность явления или предмета представляется в образной модели. Языком мифа является метафора. Миф характеризуется многоплановостью, множественной семантикой, обратимостью. Особенность мифа состоит также в том, что здесь отсутствуют какие-либо доказательства, но, тем не менее, его авторитет непреклонен. Мифология для первобытного человека это и мудрый учебник жизни, и моральный регулятор и первое проявление творчества, и свод знаний о мире, и проявление дологического способа мышления. Мифы подразделяются на несколько категорий: этнологические (объяснительные причинные, например, о происхождении тех или иных обрядов, животных и т.д.); космологические (о происхождении космоса в целом или его частей); антропогонические (о происхождении человека); астральные (о звездах и планетах); тотемические (о животных и растениях тотема); календарные (объясняющие годовой календарь) и др. Миф связан с магией и обрядами, так как синкретический язык мифа – живое интонируемое и напеваемое слово, жест, ряженье, использование скульптурной маски, ритуальное раскрашивание. В своей повествовательной форме миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам богов, сверхъестественных существ, героев, стала такой, как она есть сейчас. Миф – динамичная структура. Его содержание на протяжении веков менялось. Первобытный миф имел своим содержанием космогонию. Функции мифа: 1) социальная. Мифы о первых предках способствовали осознанию родом своего единства. Рассказывая о возникновении общества и его традиций, мифы обосновывали существующее устройство общества, поддерживали социальный порядок, регулировали поведение. 2) миф служил способом организации и хранения культуры. В мифе отражались особенности культуры народа. Являясь моделью для подражания, миф обеспечивал передачу ценностных ориентаций, технологий деятельности и моделей поведения, закрепляя, таким образом, культурное своеобразие общества. 3) миф открывал смысл мира и человеческой жизни .4) Миф в чувственно-образной форме объяснял мир, находил первопричину и сущность явлений, в нем отражались представления первобытного человека о мире. 5) миф являлся также видом художественного творчества, в процесс которого совершенствовалась память, развивалось воображение. 6) психологическая функция. Он создавал иллюзорно-обнадеживающую картину мира, порождавшую чувство уюта, вписанности в мир, предсказуемости.
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира.
33.Культура и искусство каменного века
В культуре каменного века огромную роль играл традиционализм. Он приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой строго символическую систему действий (ритуал). Все: охота, брак, война, общение и т.д., сопровождалось определенными символическими действиями. Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Присутствует правильность в соотношении объемов, чувство симметрии. Важнейшая черта – синкретизм (слитность ф-ций искусства с др.сферами к-ры). Архаичное искусство – инструмент познания. Первые образцы перв-го искусства – отпечатки рук на стенах, фигуры животных на стенах пещерах, а также фигуры животных, вылепленные из глины, выгравированные на камне и кости. Вместе с охотничьей магией развивался и культ плодородия с эротической магией. Искусство палеолита:в эпоху нижнего палеолита возникла орудийная и сигнальная д-ть высших млекопитающих, переход от рефлекторной д-ти к сознательному труду. Нач. формир. членораздельная речь. Ч-к уже умел польз. огнем , начал строить жилье. В верхнем палеолите оконч. сформ. речь. В этом периоде возник ч-к современного типа. Идет становление первого искусства (графика, скульптура, живопись). Начин. процесс дифференциации искусства. Появл. первобытный театр (ритуальный танец, голосовое изображение). Совмещение натуралистических и схематических изображений: оттиски чел.руки, параллельные штрихи, которые покрывают изображения женщин, беспорядочные волнистые линии. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица. Преобладает предметность, цвет, фактура, объем. Появл. пещерные рисунки (первые изображения – изображ. животных, ч-к изображался редко). Изображение фигур контурное, высеченное каменным орудием или нанесенное красной охрой. Внутри контур не был заполнен. Искусство мезолита: Ч-к приучил собаку, изобрел лук, стрелы, лодку, освоил рыбаловство. Появл. многофигурные композиции с изобр. охоты, символическим изображением животных. Ч-к занимает центральное место. Преобладает не предмет, а действие, движение. Изредка можно встретить изображения людей, у которых лица рисуются в профиль, а грудь и плечи – фронтально. Искусство неолита: Общество перешло от собирательства к земледелию и скотоводству, зарождение торговли в виде обмена.Подчеркивается геометр. Форма, ритм изображение ч-ка и животных схематично. Наблюдается все большая символизация. В позднем неолите широко распространены знаки в виде кругов, свастик, крестов, спиралей, полумесяцев, орнаментальные мотивы. Элиолит: начин. естественно выражаться орнаментное искусство.
34. Культура и искусство веков бронзы и желез
В эти эпохи появл. орудия труда из бронзы и железа, ремесло отделилось от земледелия. Процесс разложения первобытного строя, установление патриархата, зарождение первобытной цивилизации. Формирование частной собственности, появл. аграрные сооружения.
Бронзовый век:
С конца IV тыс. до н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более чем тридцати культур бронза стала основным материалом при производстве орудий труда и боевого оружия. В отличие от тугоплавкой меди, требующей холодной ковки, бронза имеет более низкую температуру плавления (700-900° С), высокую твердость и прочность при охлаждении. Орудия из бронзы отливались, что дало возможность их массового производства. Из бронзы изготовлялись топоры, серпы, ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы бытового обихода, скульптура и пр. Но все же бронза оставалась редким и дорогим материалом и использовалась в основном для производства оружия и предметов роскоши. Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня и дерева. В Азии бронзовый век ознаменовался развитием ранее возникших и появлением новых городских цивилизаций - Месопотамия, Египет, Сирия, Хараппа. Центром европейской культуры эпохи бронзы была Эгейская (кикладская) к-ра; за пределами Эгейского мира в эту эпоху сохранились еще неолитические культуры земледельцев и скотоводов.
Железный век.
Железный век завершает историю первобытного и раннеклассового общества.К-ра железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень, что не смогли сделать ни медь, ни бронза. По сравнению с предыдущими железный век значительно короче. Он наступил в Европе, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы из железа были известны в Египте еще в III тыс. до н. э., а способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н. э., но широкое распространение этого материала началось в IX-VII вв. до н. э., когда из железа научились получать сталь. Это привело к техническому перевороту: стали расширяться посевные территории) создаваться мелиоративные сооружения. Интенсивно стали развиваться кузнечное и оружейное ремесла. Появление железных орудий труда способствовало созданию судов, колесниц и других транспортных средств. К началу нашей эры были известны основные виды ремесел и сельскохозяйственные орудия, кот. служили человеку в средние века и новое время. Эфесы мечей в обеих областях были снабжены пластинами с рельефными украшениями. Поразительный декоративный стиль характеризует глиняную посуду и изделия из металла. Причудливые животные — лошади, собаки и даже люди — запечатлены на бронзовых пластинках, украшавших ободы колесниц, вырезаны или нанесены краской на сосудах. Даже броши (фибулы) изготавливались в виде собаки или лошади.