Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 12 из 19)

Религия была своеобразной-верили во множество духов. Обожествляли гром, ветер, дождь, горы и многие др. природные явления, представляли духов в образе чудовищных животных и птиц. Важным событием было создание письменной культуры, сопровождающееся возникновением книги как таковой. У них уже во 2 тыс. до н.э. сущ-ла иероглифическая письменность, календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии.

Исключительную роль в истории кит.К.сыграло Тринадцатикнижие – основа обучения и воспитания на протяжении двух тыс-тий, т.к. содержало сведения по истории, о деянии царей и героев, песни и гимны.

Мир в пердставлении кит. –это мир абсолютного тождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии, сущ. совершенство. Изначально природе присущи 5 совершенств: человечность(жень),чувство долга (и), благопристойность (ли),искренность (синь),мудрость (чжи).

Возникшее в 5 в. до н.э. учение Крнфуция за 4 столетия завоевало умы и сердца дюдей и во 2 в. до н.э. стало официальной идеологией Китая. Оно оказало глубочайшее влияние на историю, культуру и.нац. характер Китая, а также распространилось и в Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам). Главное в конфуцианстве – стремление совместить государственность и человечность в духе восточной традиции. Конфуций сформулировал моральный принцип взаимности: «не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут испытывать вражды». Установление порядка начинается с наведения порядка в собственной душе. В конфуцианстве доминирует этический момент, определяющий специфику конфуц. теории гос. управления.

Одновременно появ. и др. ветвь кит. К. – даосизм. Создатель даосизма Лао-цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности. Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и гос-ва, то Дао обращен к судьбе человека, человеческой жизни. Слияние с Дао осущ-ся через недеяние.

Во 2-3 вв. н.э. даосизм расп. на неодаосизм (перестал сущ-ть) и религиозн даосизм (сохранился до наших дней).

На основе синтеза идей буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиб. глубоких и интересных течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм(японский дзэн). Буддизм просущ в Кита почти 2 тыс-тия.В Китае была сделана едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, (компас,мачты,пушки,порох,бумага,шелк).Достижения в мат-ке(десятичные дроби, пустая позиция для обозначения 0) в 7-10вв.изобретены мех. часы. Высок. ур-ня развития достигла медицина: иглоукалыв., прижигание, массаж, лечебн. гимн-ка «ушу».

39.Общая характеристика античной культуры

Современная наука понимает под античностью комплекс древних цивилизаций и культур Средиземноморья, кот. стали основой для развития европейской, западной цивилизации. К античности относят 4 исторические цивилизации: эгейскую, древнегреческую, эллинистическую, римскую; а также ряд относительно самостоятельных к-р: этрусков, карийцев, ликийцев, фригийцев и др. неб. средиземноморских народов.

Античная цивилизация была неразрывно связана с бассейном Средиземного моря. Континентальные страны и народы редко попадали под античное влияние.

Можно условно выделить 3 культурно-географических региона античности: К-ное ядро античности – представлено небольшими тер-риями со сложным рельефом и изрезанным морским побережьем, в основном остр-ми и п-вами в Центр. и Вост. Средиземноморье: Греция, Центр. и Юж. Италия, Сицилия, Крит, Иония (узкая прибрежная полоса на западе Малой Азии) и острова Эгейского моря (Лесбос, Самос, Родос и др.). Эллинизированная периферия – зона распространения античной к-ры в ее греческом варианте. Особенно интенсивно формировалась в IV в. до н. э. в результате завоеваний Александра Македонского. Охват. преимущественно Восточное Средиземноморье: Крым, Малая Азия, Сирия, Египет, Ливия, отчасти Палестина, на короткое время Средняя Азия и Месопотамия (в III в. до н. э.).Романизированная периферия – зона распространения античной к-ры в ее римском варианте. Особенно интенсивно формировалась в I в. до н. э. при Цезаре и Августе. Охватывала преимущественно Западное Средиземноморье, частично Западную и Южную Европу: Испания, Галлия (совр. Франция), Британия (совр. Англия без Шотландии и Ирландии), Бельгия, северная часть Балканского полуострова (римские провинции Иллирия, Норик, Дакия – современные Хорватия, Сербия, Румыния, частично Австрия).

Эллинистический вариант античности оказался менее устойчивым и был поглощен арабскими и тюркскими завоевателями, хотя посредством Византии успел передать многие свои достижения южным и восточным славянам. Романский вариант античности стал основой для формирования соврем. зап. цивилизации (Зап. Европа, Сев. Америка, Австралия).К числу самых существенных ос-тей античности целесообразно отнести следующие:1)Полис как соц.-политическая основа античности. Греч. слово полис часто переводят как город-государство. По существу полис – это племя, сов-сть родовых общин (по-гречески «фила», по-латыни «триба»), ставших гос-вом. Наиболее существенными ос-тями полисной системы являются: а) Совпадение родовой общины и гражданского коллектива; б)Зависимость имущественных прав от наличия прав политических; в)Совпадение политической и военной организации; г)Стремление ко всеобщему равенству .В античных полисах и сформировался особый тип ч-ка – творца античной к-ры.

2)Антропоцентризм. Все в этой к-ре, точнее в ее клас-х формах, было обращено к ч-ку, соразмерно ч-ку и исходило из п-тей ч-ка. 3)Эстетическое восприятие мира, поиск красоты и совершенства в окружающем мире. Самым ярким проявлением этой ос-сти античной цивилизации стал расцвет искусства ставшего классикой – идеальным, совершенным образцом для подражания для всего европейского искусства.

4)Рационализм. – это мировоззренческий принцип, основанный на убеждении в разумности мира и ч-ка. Становление античного рационализма проходило как отход от мифологии к философии в кач. базовой модели объяснения мира.5)Агонистика или соревновательность. Соревнования в силе, быстроте стали не только достоянием, но и обязательным атрибутом жизни всех свободных граждан. Затем к ним добавились соревнования в других сферах деятельности, достойных свободного гражданина: политике, философии, искусстве.

6) Стремление к гармоничности. Самый яркий пример античной гармоничности это ордерная система в арх-ре. Совершенство античной арх-ры основано на тонком чувстве гармонии. В скульптуре античный поиск гармонии и меры привел к открытию совершенных пропорций человеческого тела.сная демократия лисной К.,мкенным атрибутом полиса явл. театры,мкзеи, весьма рациональная фил-фия, классич. ого строя, складываются вполне отчетливые

40.Крито-Микенская культура

В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе.Но еще в III – II тыс. до н.э,т.е. одновременно с древневосточными цивилизациями,в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура.В ее состав входили следующие культурные общности:древнейшая критская, с центром на острове Крит в Эгейcком море; кикладская, островная культура; элладская – в Балканской Греции.Во II тыс. до н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской микенская, или ахейская культура.

Центрами эгейской к-ры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро были украшены колоннадами и фресками. Их величественная архитектура и фресковые росписи главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер. Кносский дворец несет на себе признаки восточной пышности, его архитектура напоминает древнеегипетскую храмовую архитектуру с огромным количеством залов, открытыми дворами, многочисленными коридорами и переходами. Одной из достопримечательностей Кносского дворца были световые дворики и колодцы. С моря дворец выглядел особенно живописно:ряды колоннад как бы карабкались вверх создавая впечатление обширного архитектурного пространства (дворец был двух-трехэтажным). Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности (ХVIII – ХVII вв. до н. э), так называемого слогового (линейного) письма А.

Микенская культура многое позаимствовала у критян, но отличалась и рядом своеобразных черт. Ахейцы, например, строили мощные оборонительные сооружения; в отличие от критской, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки сами считали, что эти стены воздвигли циклопы. Достопримечательностью Микен были знаменитые “Львиные ворота”, украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари воздвигали для себя величественные купольные гробницы, или толосы.К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона, поражающая своей монументальностью: ее купол выложен из 33 каменных колец.В отличие от критских дворцов, где центральным ядром был открытый двор, центром микенских дворцов был мегарон–зал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.Микенская письменность (линейное письмо Б) была дешифрована 1953г.


41.Греческая архаика(VIII – VI вв. до н. э.).