48. Особенности стилистического развития средневекового общества
Среднев-е мировоззрение обусловило специфич. черты ис-ва этой эпохи: Искусство связано с хр-кой идеалогией.Обращенность к Богу. Ис-во должно было сводить ч-ка с Богом, ставить перед его образом. Ис-во – средство приобщения к Богу.Символизм. Произведение искусства в целом и любой его элемент являлись знаками, образами сверхъестественной реальности. Собор изображал ср-вами всех ис-в Небесный Иерусалим, Царство Христово, Вселенную. Базиличный тип храмов был символом корабля, Ноева ковчега, преобразовавшего Церковь. Символичный характер носил и такой широко распространенный в Средние века литературный жанр, как притча. В музыке строгая одноголосность - символ единения чувств.Умозрительность. Живопись, скульптура, арх-ра, лит-ра имели в Средние века хар-р учительства и напоминания. Произведение ис-ва - текст, кот. учит. Назидат. хар-р имела и среднев-я лит-ра: жития, притчи, поучения. В театр. ис-ве назидателен жанр моралите – дидактич. пьеса с аллегорическими персонажами. Умозрительный хар-р ис-ва был связан также с необходимостью отвлечься от мирского, чувственного начала. Бесплотность тел, отсутствие интереса к второстеп. деталям в иконе связаны со стремлением сосредоточить внимание на дух. постижении Бога. В музыке непрерывная, текучая, лишенная индивид. мелодическая линия должна была освобождать от власти повседневности.
Большое знач. образа страдающе. и оскорбл. ч-ка. Особенно часто встречаются сюжеты мученичества в готическом ис-ве.
Именно в эпоху Среднев-я в Европе складываются первые худ. стили. Происходит это только в 10 в. Архитект. навыки каменного строительства были практически утеряны. В живописи преобладал орнамент, отличающийся особым динамизмом. Позже к нему добавилось изображение зверей. Худ. традиции собственно Среднев-я ведут свое начало с конца 8-9 вв. Господствующим видом ис-ва становится арх-ра. Почти вся худ. деят-ть была сосредоточена вокруг христ. культа.В 10-12 вв. в западноевроп. ис-ве складывается романский стиль. Особенности – приземленность, тяжеловесность, незамысловатость, ясность объемов в арх-ре. Сохраняются элементы «звериного стиля» и натурализация. Башни образуют силуэт здания, типичный для романской арх-ры. Внешние формы аскетичны, но большое значение придается интерьеру, хотя и в нем господствовали простые строгие ритмы. Для изобр. ис-ва хар-ны выразительность жеста, системат. последовательность повествования и пафос духовности. Ч-к в скульптуре романского стиля слаб и ничтожен. Зато особое внимание скульпторы уделяли чудовищам и демоническим существам, кот. в изобилии помещались в интерьерах церквей. Романская эпоха породила и развила новые типы светской арх-ры: феодальный замок и городской дом.С середины 12 в. развивается готический худ. стиль. Арх-ра и скульптура теперь связаны не с монастырями, а с городами. Готический собор с ратушей становится средоточием всей обществ. жизни, часто в соборе заседал парламент, читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии. Значительно возросло в это время светское строительство. Главным конструктивным новшеством готической арх-ры является стрельчатый свод, кот. позволял перекрывать пространства любого плана Т. о., готика отрицает всякую идею тяжести. Готика трактует детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления.Готика утвердила новое понимание ч-ка, придав ему больше достоинства. Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию ч-ка, выражает чувства, эмоции, переживания. В живописи появляется центральная перспектива.Живопись: рассм. как проповедь. Ср-во общения с Богом для неграмотных. Гл. в изображении – глаза. Лит-ра: мифологические образы, библейские мифы, книги писались на латыни. Светская лит-ра – лирика, романы, военные подвиги. Особое явление – рыцарская лит-ра («Песнь о Роланде – 12 в. Франция)Музыка: религиозная ( литургические песнопения, воспевающие Бога – основа музыки, григорианск. хорал) и светская ( рыцарск. – трубадуры. Они воспев. рыцаск. любовь к жизни).
49. Характерные черты культуры Ренессанса
Эпоха Возрождения - одна из самых загадочных эпох в развитии европейской культуры.
Прежде всего, следует отметить значение самого термина "ренессанс", или "возрождение". Речь идет о возрождении античных идеалов - в самом широком понимании - как нормативных, определяющих смысл, направление и формы развития культуры. Термин «возрождение» впервые употребл. в 16 в. Джордж Лозари.
В целом формирование культуры Возрождения происходило в рамках развивающейся и изменяющейся феодальной системы в Европе. Речь идет о радикальной перестройке общественно-идеологических и политических структур, кот. должны были приспосабливаться к требованиям полностью развитого простого товарного производства. Среди социально-экономических факторов, повлиявших на формирование новых отношений, можно назвать:
- появление мануфактурного производства
- развитие торгового и ростовщического капитала
- рост и укрепление городов
- появление в XIV в. денежной формы феодальной ренты
Основные черты :
1. антропоцентризм – центр культуры человек;
2. гуманизм
3. модификация средневек. христианской традиции
4. особое отношение к античности, возрождение античных памятников искусства и философии
5. новое отношение к миру.
Все эти черты связаны между собой. Этой эпохе присущачеткая ориентация. Это следствие городской к-ры. Ч-к открывал достоинства нормальной деятельности. Городская к-ра – денежное и товарное производство. На ранний расцвет городов повлияло развитие транзитной торговли и соперничество городов м/у собой, что привело к раздробленности. Города – место сосредоточения ремесленников, людей предприимчивых, выгодных.
Новая мировоззренческая опора – античность. Но наследие античностью усваивалось не полностью. Возникло течение – неоплатонизм. Пр-ль Лосев. Он открыл причины распростр. античной философии, визуальное восприятие, кот. позволяет раскрыть божественную красоту, скрытую в мире.
К-ра Возрождения имеет худож. х-р. Тенденция переосмысливания сочетается с христианской традицией. Эти тенденции определяют отличия в эпохе:
- эпоха радостного постижения ч-ка
- эпоха постижения трагического сущ-ния ч-ка. Иногда эти тенденции не совпадают и приводят к «возроденческой точке».
К-ра приобрела аристократич. х-р. А влияние на широкие массы народы она получила позже.
50. Искусство итальянского Возрождения
Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, всячески демонстрировало свое негативное отношение к средневековью, подчеркивало дистанцию (часто воображаемую) между ним и средневековыми ценностями. Итальянское Возрождение обращалось к наличному культурно-историческому опыту, повсеместно представленному на территории Италии, - памятники античности присутствовали практически везде и в виде античных архитектурных сооружений, и в виде скульптурных памятников. Так что античное наследие на протяжении всего существования итальянской культуры ежедневно и ежечасно напоминало о своем существовании в осязаемых и реальных образах.
Тенденция переосмысления античности в эпоху итальянского Возрождения сильна, но она сочетается с культурными ценностями иного происхождения, в частности с христианской (католической) традицией. Именно это сочетание придает к-ре Италии XIV — XVI вв. уникальность и неповторимость. Не потеряв Бога и. Веру, деятели эпохи Возрождения по-новому взглянули на самих себя. Они уже начали осознавать себя значимыми, ответственными за свою судьбу, но они не перестали быть людьми средневековья.
Наличие в к-ре итал. Возрождения этих двух одинаково значимых тенденций определило противоречивость этой культуры. С одной стороны, она смело может быть охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой, как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования. Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев.
Характеризуя к-ру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер.
Из-за переходного характера эпохи итальянского Возрождения хронологические рамки его установить довольно трудно. Эта эпоха отличается и от средневековья, и от нового времени, но в то же время имеет много общего с этими периодами истории.
1)Время, в которое указанные черты только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс) или в обозначении названиями столетий — дученто (двухсотые годы— XIII в.) и треченто (трехсотые годы, считая от тысячного — XIV в.). Время, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получило название 2) Раннего Возрождения (кватроченто — четырехсотые годы — XV в.).3) Время, ставшее расцветом идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким Возрождением (чинквеченто — пятисотые годы, XVI в.).
Представители : поэт Данте Алигьери, живописец Джотто ди Бондоне, поэт, гуманист Франческо Петрарка, поэт, писатель, гуманист Джованни Боккаччо, художник Да Винчи.
1-й период: представитель Алигьери – «Новая жизнь», «Пир», сонеты, «Божественная комедия»(иллиада средних веков).; Петрарка – 1-й европейский гуманист, обратился к творчеству Цицерона. Отстаивал права ч-ка на счастье в жизни, интерес к собственным дух. потр-м. Сонеты –любовь к Прекрасной Даме Лауре (земная женщина).
2-й период: Сандро Ботичели – по-новому видел мир. Его образ поражали интимностью переживаний.
51. Северный ренессанс
Северное Возрождение, к кот. относят Францию, Германию, Нидерланды и т.д., переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом в к-ре этих стран оставались традиционно сильными христианские ценности, поэтому эти идеи приобретают здесь несколько иное звучание: ведущей становится тема нравственного совершенствования, обращение к духовному миру человека. Именно здесь зарождаются идеи Просвещения, кот. получат затем широкое распространение в Европе. Внимание к индивидуальному, личностному, интимному в жизни человека породило и совершенно особые художественные решения.