Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 18 из 19)

Период 2. Культура периода ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической.

Период 3. Постордынский (XV-XVII века). Образование единого русского государстваÞ национальная консолидация + рост национального самосознанияÞ рост, подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение. XVII – кризис средневековой культуры и мировоззрения, нарушение единства русской культуры + нарастание западноевропейских светских элементовÞ жанровая и стилистическая эклектика.

II этап. Постпетровская культура.

Период 1. XVIII век. Переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Начало положили петровские реформы, главный смысл которых заключался в секуляризации (отмерщение, светскость)Þ возникновение двух культур: светской и религиозной; центральной и периферийной; официальной и народной. Вторая половина XVIII века – русское просвещение.

Период 2. XIX век – классическая русская литература. Зрелость, национальная самобытность. Дала наибольшее количество достижений, признаваемых классическими (то есть эталонными для данной культуры). Первый классик – Н.М. Карамзин. Складывание классической русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), музыки (Чайковский, Глинка), живописи (Репин). В этот период складывается идейно-политическая конфронтация: консерваторы, либералы, радикалы, НО русская бинарностьÞ либералы не прижились. Именно бинарность русской культуры обозначила дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в XXвеке, что приведет к революции, мировой войне и ужасам тоталитарного режима, кот. парадоксальным образом выразит идеал всеединства русской культуры


58. «Серебряный век» русской культуры и его значение

Серебряным веком в истории российской к-ры принято наз. к. 19 – нач. 20 вв. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Но его началом принято считать знаменитую речь Ф.М.Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880). В то время Россия переживала невероятно интесивный интеллектуальный подъем, в первую очередь в философии и поэзии.

Неповторимость серебр. века видится прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, кот. одним представлялся закатом европ. цивилиз, кризисом христ-го сознания, другим – выходом в обновленную жизнь и искусство, возможность достичь заветных творческих сил. Духовная жизнь России этого периода отлич. небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных худож-х традиций, стемлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные ч-кой к-рой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну». Во время серебряного века появилась целая плеяда выдающихся поэтов, художников, композиторов, философов, режиссеров, актеров. В начале столетия продолжают творить классики русской литературы Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн. Но вместе с тем, художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установивишихся классич=х правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в лит-ре, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом господствующим мировосприятием и стилем в исскустве рубежа веков стал символизм – новая форма романтизма.

Одновременно появляются шедевры изобразительного искусства, созданные В.А. Серовым, М.А. Врубелем, М.В. Нестеровым, Б.М. Кустодиевым, К.А. Сомовым, В.В. Кандинским, К.С.Малевичем, М.З. Шагалом. Мощный взлет испытывает музыкальное искусство, представленное такими, ставшими всемирно известными композиторами, как А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев. Мощным потоком развивается русская религиозная философия в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.Н. Шестова и философия русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский).В русской художественной к-ре конца ХIХ – начала ХХ в. получило распространение декадентство обозначение течения в лит-ре и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали,сопровождался нередко эстетизацией греха и порока, модернизм , общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-к-ре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства будущего". (русские писатели М. П. Арцыбашеву, А.А. Каменскому и др. Символизм , направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей (представители П. Верлен, , А.А. Блок, А. Белый, Ф.К. Сологуб; Э. Мунк, Г. Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель,)Русский символизм сложился на рубеже ХIХ и ХХ вв. Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия. Акмеизм (от греч . akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С.М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам); Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь” . (А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, М.А. Зенкевич) . И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических. Футуризм (от лат . futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, И. Северянин. Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак). Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова.

Худож. уровень, открытия и находки в русской философской мысли, лит-ре и искусстве «сер. века» в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обагатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д.

59. Достижения и противоречия советской культуры

После Октябрьской революции начинается развитие советской культуры. Основным ее методом становится социалистический реализм, основоположником которого является А.М.Горький. Создают свои выдающиеся произведения советские писатели М.А.Шолохов, А.Н. Толстой, К.А. Федин, М.А. Булгаков, поэты В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, композиторы Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский, И.О.Дунаевский и др.Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского зарубежья — составной частью всей отечественной культуры текущего столетия. Культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества. В культуре советского периода нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную», и выпадающую из традиционно догматических схем культуру инакомыслия и оппозиционности, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно- политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «андеграунда» — «подполья». Обозревая сложную и драматическую историю советской эпохи, следует выделить несколько социокультурных десятилетий, отличающихся друг от друга принципиальным содержанием. Обоснованно назовем двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные этапы развития культуры. Двадцатые годы были самыми многообещающими в истории русской культуры советской эпохи. Хронологически почти целое десятилетие оказалось такой стадией развития общества, которая существенно отличалась как от предыдущей (Серебряный век), так и последующей (усиление партийно-государственной деспотии). Специфика двадцатых состояла, прежде всего, в возможности творческого плюрализма, в многообразии форм социально-экономического развития, в известной динамичности и еще открытости политической жизни, в небывалом для последующих времен духовном богатстве. Они выделяются активной деятельностью выдающихся ученых и художников слова (И. Павлов, Н. Вавилов, К.Диолковский, А. Чаянов, М. Булгаков, А. Платонов, М. Шолохов и многие другие). Поэтому те годы при всей своей противоречивости явились временем альтернатив, возможностей диалога культур и инакомыслия. Выделение рождавших надежды двадцатых годов в особый этап советского общества связано и с новой экономической политикой (НЭП). В это время интенсивно развивалась наука. Шестидесятые. Выход в свет рассказов А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» вызвал сильнейший резонанс в нашем обществе. Произведения высокохудожественные и потрясающе горько-правдивые, они буквально всколыхнуливсю и думающую Россию.В восьмидесятые, в «перестроечные» годы, открывшие «железный занавес» духовному плюрализму и известным демократическим свободам, постепенно начали «возвращаться» блистательная культура Серебряного века, запрещенные ранее по идеологическим мотивам произведения самых разных деятелей (Н. Гумилев, Н. Бердяев, А. Белый, К. Станиславский, И. Стравинский, К. Сомов, Ф. Шаляпи)

60. Основные черты современной культуры