Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 5 из 19)

14.Функциональный анализ культуры (Малиновский)

Значит. вклад в разработку структ.- функц-ного метода внес Б. Малиновский (1884-1942), много изучавш. жизнь дописьменных сообществ. Он стрем. построить логич. стройную и эмпирич. обоснов. теорию к-ры. Но его стремл. строго и однозначно определ. понятия "соц. сис-мы", "к-ры", "сообщ-ва", "осн. потребн.", "функций", "функциональности" вскрыло серьезные логич. трудн., с кот. сталкивается структ.-функц-ный метод. Под влиян. книги Фрэзера "Золотая ветвь" М-ский увлекся этнограф. и постав. целью создать научную теорию К. Много путешествуя, он не только наблюд живую К., но и активно участв. в ней. Благодаря этому он пришел к интерес. выводам. По М-скому, не так важно, что думает чел-к по поводу своего поступка, но важно, чтобы он поступал так, как предписыв. обществ. нормами. Не так важно, как понимают те или иные обряды, церемонии и символы. Важно, явл-ся ли они функц-ми, отвечают ли какой-либо потребн. общ-ва. Каждый чел-к мыслит в соотв. с ур-нем своего развития и не все одинаково осознают потребн. общ-ва. Свою теорию М-ский излож. в книге "Научная теория культуры" (1994). Эта теория сочетает эл-ты натурализма, бихевиоризма, психоанализа со структ.-функц-ным методом. Теория К. должна начать с "базовых" потребн. чел-ка, таких как потребн. в пище, сексуальн. партнере, движении, физич. и психич. развитии, избавл. от боли. Из первичн. потребн. вытек. "вторичн.", так назыв. "соц. императивы". Соц.императивы - это потребн. в экономич. обмене, авторитете, соц. контроле, сис-ме образования. Иногда они противоречат первичн.потребн., удовлетв. ценой их ущемления. К. есть совокупн. ответов на первичные потребн. и соц. императивы. Функциональн. К. состоит в том, что она прямо или косвенно удовлетв. потребн. чел-ка. М-ский утвержд., что все явл. К. проходят проверку временем и лишь постепенно "завоев. место под солнцем",доказывая свою эффект.. Процесс этот осложнен тем, что разн. люди и разные соц.группы могут по-разному оценив. "эффективность", т.е. полезн., правильн., справедлив. одних и тех же эл-тов К.. В культур. мире идет "борьба за существов."Благодаря этому, К. становится все более компактн. Этот вывод М-ского весьма уязвим. В примитивн. К., где нет резкого соц.расслоения и сложных рын.механизмов К. однородна и компактна. В больших совр. цивилизациях к-ра многослойна. Здесь одной потребн. могут соответств. разные "культ.ответы". При этом в нек. соц.слоях и нац.меньшинствах удержив. формы К., неприемлемые для большинства, но престижные или соответств. давней традиции. Мн-во культ. ответов на одну и ту же потребн. выраж. разнообраз. человеч. склонностей и поэтому вполне функционально. Культ. явл. могут менять свои ф-ции. Но проблема сост. в том, чтобы выяснить - когда, в каком отнош. и в какой степени данное явл. четко и однозначно определ..Есть свои + и - в том, чтобы жить в городе или в деревне, иметь богатство или нет, жениться или нет. М-ский и сам сознав. нечетк. теоретич. основан. функционализма, сводя их в конце концов к прост. формуле Иисуса Христа: "По плодам их узнаете их!" Иначе говоря, он подчерк. практичн. функц. подхода. В ряде своих работ М-ский показ., что функц. эл-ты К. - действия, идеи, вещи - могут иметь символич. хар-р. Символы нужны, т.к. многие важные для общ-ва цели и нормы не имеют большой силы для индивид.сознания. Индивид действует обычно, исходя из собств. выгоды и своего расчета. Но общ-ву важно, чтобы и в повседневном повед., и в критич. моменты действов. бы соц.мотивы, поддерживались бы "стратегич." цели и интересы. Имена национ. героев вспоминают не часто. Но когда враг у ворот, они появляются на знаменах бойцов и становятся могущ. силой. К-ра возник. из практич. потребн., но по мере ее развития все большая доля совокуп.энергии членов общ-ва направляется в русло творческой, духовной активности. Эмпирич.установлено, что чем больше доход, тем меньшая его часть тратится на питание и удовлетв. необход. нужд. Параллельно росту дохода возраст. траты на досуг, спорт, образов. Если принять тезис М-ского о функционал. всех явл. К., то нужно признать, что и египет. пирамиды, и человеч. жертвы были нужны общ-ву и функцион. ему соответств.

15. Игровая концепция культуры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Гёссе)

Проблема генезиса К. представл-ся голланд.фил-ом и истор-ом Хейзинга в необыч. русле.Он предлож. игровую концепцию К. в общем и культурогенеза в частности. Платон говорил об игровом космосе, И. Кант — о теории эстетич. «состояния игры», Шиллер подчеркив., что чел-к только тогда «явл-ся чел-ком, когда играет», Х-га выдвинул положение, что К. — продукт «играющего чел-ка». В своей книге «Чел-к играющий» он отождествляет игру и К. на ранних стадиях истории, прежде всего в поэзии, обрядах, мифах и пр. Игровое повед. чел-ка сегодня чаще всего реализ. в разл. рода праздниках, карнавалах, фестивалях, зрелищах и т.д. Ведь игра или только эл-ты игры имеют существ. знач. в формиров. чел-ка как соц. сущ-ва, в снижении соц.-психол. напряженности в общ-ве, в гуманизации самого чел-ка путем «выплескивания» дремлющих в нем разрушит. сил. Поэтому в самых разл. цивилизациях придав. большое знач. разнообр. явл.-ям игровой сферы К. К. развивается в игре и как игра. Все культурное творчество- игра: и поэзия, и музыка, и человеч. мысль, и мораль и все возможные формы К.. Х-нга опирается на истолков. ис-ва из игры как спонтанной, незаинтересов. деятельн., кот. приятна сама по себе и независ. от какой-либо цели. Х-нга рассм.-ет игровое начало как свойство худ. деят., как основание всей К. Игра старше К. Все осн. черты игры были сформиров. еще до возникнов. человеч.сообщества и присутствуют в игровых повед. животных. Игра сопровожд. К. на всем протяжении ее истории и хар-т многие культ. формы. Для изменения окруж. среды посредством любой матер.действит., чел-к должен был совершить предварительно аналогичную работу в собств. воображ., т.е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. Но Х-га не сводит игровой элемент только к дух. проявлению. Игра присутств. и во всех сферах матер. к-ры. Целые эпохи «играют» в воплощение идеала, напр., К. Ренессанса, стремившаяся к возрожд. идеалов античности. Игровой инстинкт, по мысли Х-ги, может прояв. в люб. момент, вовлечь в процесс игры и отд. индивидуума и человеч. массы. В игре рождаются великие движущие силы культ. жизни: право и порядок, общение, предпр-во, ремесло и ис-во, наука и. т.д. Но играть необх. по правилам. Можно отрицать почти все абстр. понятия: право, красоту. Можно отрицать серьезн. Игру – нельзя.

Игра есть занятие внеразумное. За каждым выраж. абстр. понятия прячется образ, метафора, а в каждой метаф. скрыта игра слов. Тоже и миф. С помощью мифа на ранней стадии пытаются объясн. все земное, найти первоприч. челов. деяний в божеств.. В каждой из этих причудл. оболочек, в кот. миф облекал все сущее, изобретат. дух играет на рубеже шутки и серьезн. Среди общих призн. игры отмеч. напряжен. и непредсказуем. Вытеснен. игры нач-сь в XVIIIв., когда общ-вом овладело трезвое понятие пользы, что и привело к утрате свободн. духа К. Эта ситуация явл-ся наилучш. показателем кризиса европ. К., достигш. в XXв. полн. своего выражения. Анализ совр. культ. состоян. в аспекте игры предпринял исп. философ Ортега-и-Гассет. Являясь беспощадным критиком массовой К., захлестнувшей Европу в нынешнем столетии, Ортега-и-Гассет противопост. ей подлинную «живую» культуру, которую чел-к делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу спонтанной внутренней потребн.. Хар-ка «живой» К., данная исп. философом, созвучна критериям игры Хейзинги. Сущность К., по мнению этих мыслит., составл. спонтанность и отсутствие прагматич. установки. Из конкр. Эл-ов такой К. складыв. «элитарный» пласт культ. процесса, противостоящ. натиску массовой К. Игра рассм. как важнейш. феномен челов. бытия в числе 4 других — смерти, труда, господства и любви — нем. философ. Е. Финком. Игровое начало пронизыв. всю челов. жизнь и определ. способ понимания бытия. В отличие от Хейзинги Финк считает игру важнейш. способом реализации челов. деятельн., не свойствен. животн. миру. Фантазия как способ оперирования воображаемым присуща только чел-ку. В игре, основ. кот. служит фантазия, он реализ. высок. духовн. потенции. Так происх. возвыш. чел-ка над природой и рождение К.

16. Постмодерническое понимание культуры.(К.)

Состояние культуры, сформировавшееся в последние 3 десятилетия 20в. в развитых странах, получило название эпохи постмодерна, а постмодернизм – это концепция, освещающая специфику этой эпохи. Постмодернизм заявил о себе вначале в сфере искусства, и лишь потом обнаружили его преломление в различных сферах культуры. Начиная с 1979г. ПМ утверждается в статусе философской теории, фиксирующей специфику современной эпохи в целом. Постмодерн можно считать своеобразной реакцией на новаторство модерна. Авангардистской установке худ. Модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мир. Худ. Практики путем его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентаций.

Постмодернизм хар-ет разочаров. в идеалах и цен-тях вохрожд. и просв-ния с их верой в торжество чел. разума, безгран. челов. возм-стей, прогресс.В русле постмодерн. разв-тся современ. тенденц. зап. фил-фии(Бодрийяр,Лиотар,Деррида и др.),худ. лит-ре(Виан),живописи(Фукс),соц-гии(Н.Луман),теологии (Дж.Миллер),арх-ры (Ч.Дженкс),музыки(А.Шнитке и др.).Постмодерн. чаще всего тракт. как символ постиндустр. общ-ва и трансформаций современ. социума, как порождение «усталой», энтропийной К.Он утверж. своим творч-вом принципы плюрализма, алогизма, отсутствие первосимвола, ирония к предшеств. культ. ценностям. Единств. норма-отсутств. норм и канонов.Предст. собой альтерн. по отношен. к модернизму, постмодерн.( Бодрийярт)утвержд.,что его шествие привело к« симуляции»,когда ис-тво не отраж. реал-ть, а искож. ее. Прогресс тракт. как один из мертв. миров зап. мира, иерарх. сист. уступ. место понятию множеств., не основ. на единстве. В постмод. утрачив. смысл противопост. прекр. и безобр.,выс. и низк.,элитарной и массовой культ.В центре вним.оказыв.идея самоорганиз. телестности.Термин тел -это и чел. тело, социум, тело земли.Телесность приним. разные эстетич. ракурсы-желание, соблазн, отвращение. Основой прир. и соц. связей индивида выступ. желания,им должен подчин. чел,а не нормам и канонам.Важн. категорий постмодерн. явл. «деконструкция»(ввел Деррида)-принцип. невозможн. содержательного истолк. бытия, вместо этого выдвиг. возм. множ-ого истол. одного текста через др. без жестких рамок и правил. Признается исчерпанность творч. потенций зап. культ.,в кот. чаще всего возник. не новые идеи,а интерприт. уже сказанного.