Смекни!
smekni.com

Основные вопросы по курсу культурологии (стр. 8 из 19)

Субк-ра – это такие явл-я к-ры, кот. идут вразрез, отрицают принятые в общ-ве ценности, нормы, принципы, идеалы. Существ-е субк-ры обьясняется соц-ми, этн-ми, демограф-ми различиями, существ-ми в общ-ве. Субк-ра выраб-ет свои особенные стандарты, образцы, свой стиль, свой кодекс правил и норм поведения. Субк-ры в известн. мере автономны, закрыты, не претенд. на то, чтобы закрыть собой господст

24. Понятие контркультуры

Контрк-ра – к-ра, которая открыто противопоставляет себя господствующей к-ре и притязает на лидирующее положение. Термин контрк-ра был введен в 1968 г. Т.Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. В современной культурологической и социологической мысли понятие контркультуры использ. по крайней мере в 2-х смыслах:1) для обазначения соц-культурных утановок, противостоящих фундаментальным принципам, кот. господствуют в конкретной к-ре. В этом значении термин контрк-ра употребл., когда идет речь о замене одного типа к-ры другим. (н-р, хр-во по отнош. к господствующей ранее эллтнтстической к-ре). 2)в более узком значении, употребляется в контексте молодежных выступлений, вспыхнувших во многих ведущих странах в к. 1960-х гг. Протест, отразивший критическое отнош. к соврем. к-ре, отвержение ее как «к-ры отцов», положил нач. формиров. движения молодежи и интеллегенции, объединенных в особые коммуны.

Цель любого контрк-го образования можно обазначить как стремление показать несосотоятельность доминирующих установок. Всякая контрк-ра, даже если она не занимает в итоге доминантные позиции, стремится создать новый универсальный словарь, использовать новые термины в к-ном взаимодействии, прочертить новые каналы к-ной коммуникации и в конечном счете создать нового ч-ка и новую соц-ную реальность. Подобное удается редко:офиц. к-ру, как правило, обладает большим потенциалом устойчивости, чем контрк-ра.

Т. Роззак выделил основные ос-ти контрк-х движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); настроение эсхатологизма; провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека. Если понимать контрк-ру как способ кардинального изменения ценностных ориентаций эпохи, то это понятие можно использовать для анализа всего историко-культурного процесса. Тогда к контркультурным движениям возможно отнести киников, ранних христиан, движение романтиков.

Контрк-ра не переделывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную к-ру и трансформирует ее. Эволюция контркультурных движений – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию.

25.Элитарная и массовая культуры

Элитарная культура (ЭК) явл. культурой привилегированных групп общества и хар-ся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. ЭК сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в ней, т.к. основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре. Культур. элита не совпадает с властной и часто противостоит ей, но м/у ними возможны хрупкие альянсы. В ЭК круг истинных и "высоких" ценностей сознательно ограничен, а система обязательных норм ужесточена. Это приводит к количеств. сужению, но зато к качеств. росту элиты, делая ценности и формы поведения уникальными для каждого ее представителя.

ЭК отличает высокий уровень инноваций. Говоря об отношении ЭК к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнюю, но в XX в. очень часто происходил их взаимопереход. ЭК вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый хар-р. К примеру, представители стиля модерн, для кот. была важна функциональность произведения искусства, принимали непосредственное участие в развитии тиражной графики, фактически стали создателями искусства плаката. Поп-арт с его искусством коллажа, концептуальное искусство отражают процесс элитаризации массовой культуры и одновременно омассовление элитарности. Т.о., представители ЭК начинают апеллировать к массовому сознанию. Массовой культурой (МК) называют такой вид культурн. продукции, кот. каждодневно произв-ся в больших объемах. Предпол-ся, что МК потребл. все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства масс. информации и коммуникации.

• Предпосылки МК формируются с момента рождения человечества, и уж во всяком случае на заре христианской цивилизации.

• Истоки МК связаны с появлением в европейской литературе XVII - XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа.

• Большое влияние на развитие МК оказал и принятый в 1870 г. в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности.

В собственном смысле МК проявила себя впервые в США на рубеже XIX - XX вв.

26. Этническая и национальная культуры

Этнические (народные) к-ры возн. в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма – племенная к-ра. Этнич. к-ра несет в себе традиции предков, охватывающие гл.обр. сферу труда и быта. Обычно она складывается как к-ра устная, но с распространением грамотности постепенно обликается в письменные формы. Специфика ЭК. в знач. мере обусловлена природной средой . В ней выражается вековой народный опыт жизни и рац-го ведения хоз-ва в данных условиях природы. Сейчас она сохр. в большей мере в деревне. Консерватизм, преемственность, ориентация на сохранене «корней» - х-ные черты. Некоторые элементы – символы самобытности народа и патриотической привязанности к ее истории ( есть у любого народа).

ЭК – наиболее древний слой нац-ной к-ры, но НК не сводится к этнической. Ее богатство приумнож. на основе писбменности и образования. Лучшее достижение НК – продукт творчества наиболее талантливых представителей нации. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры. В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения. Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней.


27.Региональная типология культуры (запад-восток, север-юг)

Хар-ной чертой регион. культур является сущ-ние каждой из них в определенном географическом ареале. Деление мира на Восток и Запад условно и меньше всего имеет собственно географическое значение. Это понятия, прежде всего, философско-культурологического характера, которые фиксируют два принципиально различных мировоззрения и пути культурного развития. Противопоставление Востока и Запада впервые появляется в V в. до н.э. в работах греческих ученых Геродота и Исократа. Они положили начало рассмотрению Запада как превосходящего Восток типа культуры. Стереотип превосходства Запада надолго закрепился в европейской науке. Лишь в ХХ в. индийскими учеными была сделана попытка рассмотреть Запад и Восток как взаимодополняющие цивилизации, которые вносят свой вклад в развитие человечества: «Восток силен своей этикой, а Запад – техникой».

Восток и Запад представляют собой во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, два миропонимания. Эти традиции проявляются не только во всех видах гуманитарной культуры, но и в образе жизни, психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях народов.

Особенности восточного типа культуры.

Восток является колыбелью цивилизации. Первые великие культуры человечества зародились на Востоке: Шумер, Аккад, Вавилония, Индия, Китай. Чаще всего главными особенностями Востока как типа культуры называют:

1)Традиционализм выражается в неизменности социального и хозяйственного уклада, религиозных традиций и художественных. 2) Мистицизм наиболее ярко иллюстрируется многочисленными иррациональными методами познания и психологических практик, созданных Востоком форм. 3)Коллективизм Востока представлен многочисленными общественными объединениями, в которых теряется индивидуальность человека. Наиболее ярко это проявляется в индийских кастах. 4)Вост. деспотизм предполагает превращение всего общества и государства в личную собственность правителя. В этой политической модели есть только два полюса: царь и холоп, раб. 5)Пожалуй, единственной чертой Востока, которая положительно воспринимается современным западным человеком, является обожествление и поэтизация природы.

Особенности западного типа культуры.

Когда речь заходит об особенностях Запада, то чаще всего отмечаются динамизм, рационализм, индивидуализм и демократия. В рамках культуры Нового времени большое значение приобрели техницизм и высокий уровень материального благосостояния как широко известные и привлекательные особенности Запада.

1)Динамизм западного типа культуры проявляется в смене исторических эпох. 2)Западный рационализм стал самым удачным и многоликим «экспортным продуктом» Запада. 3)Индивидуализм – гордость классического и современного Запада. Его вершиной является человек как личность – свободный в своих мыслях и поступках субъект. 4)Демократия является одним из наиболее известных достижений Запада. Ее истоки берут свое начало в прямом народовластии древнегреческих полисов, в традициях римских муниципалитетов.