Смекни!
smekni.com

Основные задачи и методика проучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца (стр. 1 из 4)

Тема: Основные задачи и методика проучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца

Пермь

2006


Содержание

Введение

1. Экзерсис. Allegro

2. Виды прыжков

3. Прыжки с двух ног на две ноги

4. Прыжки с двух ног на одну

5. Прыжки с одной ноги на две ноги

6. Прыжки с одной ноги на другую

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Прыжки — самая трудная часть классического танца. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.

Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. При их разборе мы видим, что они делятся на две основные группы. К первой группе относятся прыжки воздушные: для такого прыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть в воздухе. Ко второй группе относятся движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от земли, без прыжка, но они не устремлены вверх, а "как ползучие растения стелются по земле".

Прыжки в искусстве классического танца являются наиболее сложными и техническими. Прыжки - это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращается в самоцель. Прыжок ради прыжка – акробатика. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул, выполняя какой-либо вид заноски или воздушного вращения а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя.

Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и адажио. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.

Вместе с тем, техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов носит название элевации, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; прогнозировать должную степень высоты полета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе, ритме.

Кроме элевации танцовщику необходимо фиксировать кульминацию прыжка, что носит название баллона. Заключается баллон в том, что танцовщику следует делать толчок и посыл ногами сильнее, чтобы получился эффект парения в воздухе, иначе прыжок лишится своей виртуозности

Хорошая элевация и баллон зависят от выносливости танцовщика, поэтому, отрабатывая все качества прыжка, необходимо тщательно готовить мышцы ног и дыхание исполнителя.

Прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев ног и в особенности от силы бедра. Самое же главное — уметь в момент отталкивания от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянуть корпус (что способствует увеличению прыжка), оказать помощь руками и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi plie.

В первом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.

Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Далее следуют changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.

Во всех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенный; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими.

Дальше следуют технически трудные большие прыжки: saut de basque, cabriole и т. д. (в старших мужских классах они усложняются заносками, двойными поворотами и tours в воздухе). Затем исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.

Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.

Все темпы, устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.

Прыжки классического танца подразделяются на пять групп:

· прыжки с двух ног на две ноги;

· прыжки в двух ног на одну ногу;

· прыжки одной ноги на другую;

· прыжки с одной ноги на другую ногу

· прыжки с одной на ту же ногу.

Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность прыжков в классическом танце и описать их разновидности и их особенности, раскрыть методику маленьких и средних прыжков, особенности техники, примеры заданий.


1. Экзерсис. Allegro

В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie(приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следуют adagio и allegro. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение необходимо сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логическое сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

Allegro имеет особое значение по отношению ко всем уроку классического танца. В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на allegro.

Adagio само по себе не достаточно показательно. В него вводится, правда, много виртуозных движений, но все они зависят в большей мере от умения кавалера. А вот выйти и произвести впечатление в вариации – другое дело: тут-то и скажется танцевальное образование. Но не только вариации, а и большинство танцев, как сольных, так и массовых, построено на allegro; все вальсы, все коды – это allegro.

Вся предыдущая работа, до введения allegro, является подготовительной для танца: когда же мы подходим к allegro, то тут – то мы и начинаем учиться танцевать, здесь и открывается нам вся премудрость классического танца.

Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi-plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжков demi – plie необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончика пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным и высоким.

Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi – plie, принимая тяжесть тела на собранные, а не на расслабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бедро также должны активно участвовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всем существующим правилам demi – plie.

Если нет последовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающего с ним demi – plie, то прыжок будет завершаться тяжело и жестко. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi – plie следует уделять самое пристальное внимание.

Осваивая технику связи изучаемых прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi – plieи дальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерции собственного тела как дополнительный "трамплин" для взлета различной высоты, различного темпа и ритма, от сдержанного и мягко – пружинящего до энергично – стремительного, но всегда эластичного demi – plie.

Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить точно рисунок исполняемого прыжка или целой танцевальной фразы, это означает, что он не обладает полноценной элевацией и баллоном.

Когда у учащегося ноги поставлены правильно, есть уже выворотность, развита и укреплена ступня, сообщена ей эластичность и укреплены мускулы, - можно приступить к прохождению allegro. Начинают прыжки с изучения tempsleve, которые делаются толчком от пола двумя ногами на I, II и V позициях, затем changementdepied и, наконец, echappe, - для облегчения их вначале проделываются у палки, повернувшись к ней лицом и держась обеими руками.

Следующим прыжком берут обычно довольно сложное по своей структуре assemble – эта традиция имеет глубокие и веские основания.

Assemble заставляет сразу правильно брать в работу все мышцы. Начинающему нелегко его усвоить, нужно внимательно контролировать каждый момент движения; делая такое pas, устраняется возможность распущенности мускулатуры. Ученик, научившийся правильно делать, assemble, не только выучивается этому pas но приобретает фундамент для исполнения и других pasallegro, - они покажутся ему легче и не будет соблазна делать их распущенно, если правильная постановка корпуса была усвоена с самого надииьного pasи вошла в привычку.