Что касается лирики экспрессионистов, то в ней явно отражается протест, как естественная реакция человека на безумие и жестокость мира, который принимает глобальный масштаб. Целое мироощущение сводится к протесту, ибо во всем, что окружает, экспрессионисты не видели ни единого положительного момента: мир был для них средоточием зла, где нет места красоте и гармонии. Все прекрасное кажется фальшивым, удаленным от реальности. Поэтому экспрессионисты отвергают все классические каноны, не принимают красиво звучащие рифмы, утонченные сравнения. Они разрывают всякие смысловые связи, искажают отдельные впечатления, превращая их в нечто омерзительное, отталкивающее. Например, название стихотворения А. Лихтенштейна «Рассвет» подготавливает к восприятию картины, передающей определенное настроение. Первая строфа частично подтверждает подобное ожидание. Однако потом следует серия не связанных друг с другом картин, которые становятся все бессмысленнее.
Так как мир представал перед экспрессионистами лишенным гармонии, непонятным и бессмысленным, то они отказываются от его изображения в таком виде. За всей бессмысленностью мира они пытались увидеть истинный смысл вещей, всеохватывающие законы, то есть стремились к обобщению. Действительность рисуется в огромных картинах, за которыми исчезают естественные и конкретные черты. Экспрессионисты пытались показать не саму действительность, а лишь абстрактное представление о том, что составляет ее сущность.
Экспрессионизм в целом не вносит в искусство чего-либо прежде ему несвойственного: он лишь доводит до крайности, порой до «крика» ту экспрессию, которая присуща всякому произведению любого вида искусства. С этой точки зрения правомерно, когда мастеров искусства прошлого, для творчества которых характерен высокий эмоциональный тонус, обостренная экспрессия, субъективизм, называют предшественниками экспрессионизма (Ван-Гог).
Теоретик и художник экспрессионизма Ф. Марк выдвинул тезис, что суметь вновь стать чистыми перед лицом сегодняшнего смятения умов можно только с помощью полной изоляции собственной жизни и собственного дела. Этим экспрессионизм прокладывал дорогу беспредметничеству абстракционизма и идеям принципиального одиночества личности, лежащим в основе экзистенциализма.
2. Кубизм
Живопись модернистов вслед за литературой, движимая внутренней гармонией и избегающая эстетизма, строится «от обратного», совершая путь, противоположный общепринятым канонам художественного творчества: начиная с законченной работы, и постепенно достигает незавершенности, бесконечности, оставляя простор догадкам и воображению зрителя. Подобная эстетика наиболее полно отразилась в программных установках французских художников, прозванных с легкой шутки А. Матисса кубистами («Слишком много кубизма!» - воскликнул А. Матисс, увидев кубическое полотно Ж. Брака, - городской пейзаж, где дома были изображены в виде кубов).
Кубизм (от франц. «cube» – куб) – течение в европейском изобразительном искусстве начала XX в., главным образом французской живописи, отчасти скульптуры, в котором решались задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Отсюда название, - разложение на составляющие элементы и организации этих элементов в новую изобразительную форму с учетом специфики передачи пространственно-временных отношений на плоскости картины или в объеме скульптуры.
Появление кубизма было естественной реакцией на натурализм импрессионизма и закономерным этапом развития аналитических тенденций постимпрессионизма. Не случайно его провозвестником стал один из самых глубоких художников рубежа XIX и XX вв. П. Сезанн. Непосредственным толчком в становлении изобразительного метода кубизма послужила выставка картин Сезанна в «Осеннем салоне» в 1904 г. в Париже. То, что сделали с живописью импрессионисты, заменив форму и композицию игрой света, цвета и рефлексов, не удовлетворяло многих. Сезанн первый почувствовал, что этот путь ведет в тупик беспредметности и субъективизма. Именно поэтому он написал слова, которые сделали своим девизом молодые художники-кубисты: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса…».
Формированию кубизма как определенного течения в искусстве способствовала и первая выставка фовистов в 1905 г. В 1907 г. молодой П. Пикассо написал свою знаменитую картину, одно из программных произведений кубизма «Авиньонские девицы», вызвавшую громкий скандал (критики назвали ее «вывеской для борделя»). Образно говоря, если раньше здание сооружалось с помощью лесов, то П. Пикассо и его единомышленники стали доказывать, что художник может оставить леса и убрать само здание так, что при этом в лесах сохранится вся архитектура. Другой отличительной чертой кубизма стало создание нового понятия красоты. «Нет ничего безнадежнее, чем бежать с красотой вровень или отставать от нее. Надо вырваться вперед и измотать ее, заставить подурнеть. Эта усталость и придает новой красоте прекрасное безумие головы Медузы-горгоны», - напишет в своих воспоминаниях о П. Пикассо Ж. Кокто. «Измучить» красоту, чтобы она не была совершенством, за которым можно лишь можно вечно поспевать, так никогда и не достигнув – таков был эстетический принцип кубистов. Новая красота, провозглашенная ими, лишена гармонии и ясности. Она является результатом связи несоединимого: высокого и низкого.
Н. Бердяев увидел в кубизме Пикассо ужас распада, смерти, «зимний космический ветер», сметающий старое искусство и бытие. И все-таки, «распластование» прежнего гармонического космоса, построенного впервые эллинами, в искусстве не было только отрицанием, только знаком конца. Как не простым бегством в прошлое подвергался и страстный интерес кубистов к архаике, «варварству», африканской маске, первобытному идолу. Вектор этого движения: сквозь будущее – в прошлое. Через кубизм в разное время прошли такие художники как Ф. Леже, Р. Лелоне, А. Дерен, А. Глез и др.
Достигнув своего формального предела, аналитическая стадия развития кубизма сменилась «синтетическим кубизмом» (1913-1914), в котором более целенаправленно велись поиски «новой эстетической целостности» найденных аналитическим путем формальных элементов. Наиболее известные живописцы этого течения Ж. Брак, Х. Грис.
3. Абстракционизм
Другое заметное направление модернистской живописи, архитектуры и т.д. – абстракционизм (абстрактивизм, абстрактное искусство – от лат. abstraktio - отвлечение). Абстрактивизм – тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Примечательно, что первая полностью абстрактная картина, насколько известно, появилась еще в XIX в. В 1883 г. французский художник А. Альфонс показал работу «Девушки под снегом», представляющую собой натянутый на подрамник лист чистой белой бумаги. Эту картину можно посчитать просто шуткой, увидев в ней вполне конкретное изображение белого снега, покрывающего фигуры девушек. Но суть явления состоит в том, что абстрактность – это прежде всего наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей – это один из основных неотъемлемых способов мышления вообще. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно. В своем крайнем выражении она приводит к геометризации, превращая в декоративном искусстве изображение в орнамент, а в станковом – в абстрактную картину. Минимальное проявление абстрактного мышления ведет, напротив, к предельной иллюзорности, натурализму. Вероятно, именно это имел в виду П. Пикассо, когда говорил, что «абстрактного искусства не существует».
«Абстрактивизм реалистичен» - утверждал в 1917 г. А. Лот, подразумевая, что именно абстрактивистские тенденции в искусстве более адекватно, во всяком случае гораздо правдивее, чем солонная натуралистическая живопись, отражают тенденции отчуждения художника начала XX столетия от ужасающей его действительности. Чем более ужасным становился мир, тем более абстрактным становилось искусство. Реализм – это не обязательно конкретность, а абстрактность совсем не означает отказ от реалистичности, поскольку реализм и идеализм – иная пара категорий, чем абстрактное и конкретное. В истории искусства не раз бывало, что именно натурализм оказывался идеалистичным, а отвлеченное от конкретного художественное мышление – более реалистическим.