Смекни!
smekni.com

Основные направления в культуре и искусстве XIX века (стр. 2 из 2)

Выход импрессионизма за пределы нормативной эстетики и представлений о предмете искусства уже ощущается в этой характеристике. Неслучайно Крамской заметил в 1875 г.: "Вам небезызвестно то странное явление, что вещь, возбуждавшая хорошие отзывы там, в Париже, за границей, совсем не вызывает того же впечатления в России. Отчего это?"

Русский критик В. Стасов, не принявший французское новшество, подчеркивал, что импрессионисты "забыли и человека, и его душу".

Импрессионизм в лице его наиболее яркого представителя Клода Моне (1840-1926) освобождался от классицистических форм восприятия действительности и, отказываясь полностью от историко-культурного опыта визуально-логического постижения реальности, вводил крайне субъективное переживание света и пространства.

Концепция мира, предполагавшая, что облик его стабилен и постоянен, была отброшена, как устаревшее и мимолетное впечатление.

Фиксация едва уловимого движения становится целью художника. Зрение превращается в единственный способ художественного восприятия, а цвет становится единственным формообразующим началом.

Пространственная среда, с ее глубиной и бесконечностью у романтиков, заменяется импрессионистами на "внешнюю видимость предметов, теряющих свои контуры в потоке света и воздуха. Натурализм импрессионистами был доведен до крайности, фиксация любого предмета на полотне ради решения "зрительных" задач низвела, например, жанр пейзажа Моне до уровня цветоведческих упражнений.

Последней попыткой XIX столетия создать целостный эстетический миф и реализовать его в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и сценографии стал стиль модерн, искусственно созданный в 1886-1914 гг.

Модерн отличается эклектизмом, но исторические формы искусства ориентированы на развитие в будущем и должны были привести к стирано граней между элитарным и массовым искусством.

Конец XIX века подвел итог художественным и мировоззренческим исканиям всего нового времени, шел мучительный процесс самоопределения искусства и его художественной природы.

Модерн на рубеже XIX - XX вв. имел "значение этапа, завершающего грандиозный развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, порождена явлениями упадка, кризиса системы научных, эстетических и этических ценностей.

Однако несомненно и другое - это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX века.

4. Развитие культуры в Беларуси XIX века

Процессы, происходящие в Европе, влияние русской и польской демократической культуры оказали определенное воздействие на развитие белорусской культуры.

Так, в начале XIX века происходило становление белорусской литературы. Появляются такие произведения как “Энеіда навыварат", “Тарас на Парнасе". Это время является расцветом творчества П. Багрима, Я. Чечета, Я. Борщевского, В. Дунина-Мартинкевича, работа национального театра.

В это же время в архитектуре развивается классицизм, основанный на таких доминантах, как античная ордерная система, синтез российской и западноевропейской эстетики XVIII века и местных традиций. Это - Гомельский дворец П. Румянцева (1785), Сновский дворец (1827). Наблюдается расцвет садово-паркового искусства. В живописи - творчество Олешкевича, Кондратовича, Гловацкого.

С 40-х гг. наблюдается распад стилевого единства и создание разных стилей - ренессанс, барокко, готика, а в начале XIX века доминирующим жанром становится модерн.

В XIX веке жили и творили выдающиеся художники Беларуси - И. Хруцкий, Н. Орда.

В 60-90-х гг. XIX века белорусская литература, искусство освобождаются от условностей классицизма и романтизма, в то же время усиливаются черты критического реализма, что было связано с возникновением белорусской национальной интеллигенции, передовая часть которой воспитывалась на идеях русских революционных демократов.

В литературе это проявлялось в деятельности К. Калиновского, А. Гуриновича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, утверждавших общечеловеческие ценности. В живописи показательным являлось творчество Н. Селивановича, А. Горавского, Ф. Рущица, Ю. Пэна.

Многие белорусские произведения переводились на русский, польский, украинский языки. В свою очередь делались переводы со славянских языков на белорусский А. Мицкевича, В. Сырокомли, А. Пушкина, И. Франко.

Белорусская культура, хоть и запоздало, но пробивала себе путь в Европу, где ей принадлежало почетное место в эпоху Средневековья, когда народ имел свое государство и развитую культуру.

Заключение

Художественная культура нового времени завершила длительный этап эволюции европейской культуры со времен античности. В XVII- XX веках постоянно решался вопрос о формах отражение действительности в искусстве.

От средневекового символизма в эпоху Возрождения начинается переход к миметрическому (от греч. "подражание") натуралистическому изображению человека и природы.

Реалистическое искусство двигалось по пути раскрепощения содержательных и жанровых форм от мифологических схем мировосприятия.

Однако процесс развития художественных форм мышления и отражения в искусстве социально-нравственных проблем человека и окружающего мира не был ни линейным, ни зеркальным, а имел свою специфику и закономерности.

Художественное мышление нового времени колебалось в маятниковом движении между социальными крайностями натурализма и мифологическими абстракциями символизма.

Демифологизация и секуляризация искусства с постепенным вытеснением ценности и универсальности художественных стилей формами индивидуального, иногда крайне субъективного мировосприятия и мироотношения - таковы общие тенденции развития художественного мышления в Новом времени.

Разделение искусства на элитарное и массовое, официальное, публично признаваемое, и неофициальное, соблюдающее традиции и новаторское, очень характерно для конца Нового времени.

Универсальный язык символического средневекового искусства, понимаемый всеми слоями общества, исчезает в XVII- ХІХ веках.

Мировосприятие европейского общества отразилось в народном примитивном искусстве, еще достаточно не изученном, в то время как образ эпохи преимущественно отражался в эстетических пристрастиях социальных "верхов".

Большие стили нового времени, барокко и классицизм, хотя и отражали полярные системы мировосприятия, имели общую социальную природу. Это были элитарные эстетические системы.

Неудовлетворенность отображения окружающего мира в ретроспективных формах и концепциях породила в художественной среде ХІХ века поиски, приведшие к возникновению новых направлений (импрессионизм, пуантилизм и т.д.), поставивших своей целью не отображение объективного мира, окружающего художника, а его субъективного мирочувствования.

Список литературы

1. Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.И. Шаповалов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 320с.

2. Культурология: Учеб. пособие для вузов. С.В. Лапина, Е.М. Бабосов. - Мн.; ТетраСистемс, - 2006. - 496 с.

3. Оганов А.А. Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М. ФАИР-ПРЕСС. 2001. - 384 с.

4. Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов. - М.: "Форум -Инфра -М", - 1999. - 344 с.

5. “История Белоруссии", часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. - 1998, - 392 с.