План
1. Романтизм как форма художественного мышления XIX в.
2. Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму
3. Импрессионизм: новое направление в искусстве
4. Развитие культуры в Беларуси XIX века
Заключение
Список литературы
Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями в XIX в. становятся классицизм, романтизм, критический реализм и др.
В начале и конце XIX в. в европейской художественной жизни предпринимались попытки создать единый художественный стиль форму систематизированного эстетического восприятия деятельности.
Однако ни романтизм в первой трети XIX в., ни моде в конце XIX- начале XX в. так и не смогли стать стилями в полном смысле этого слова. Целостная художественная концепция противоречила процессам углублявшейся и дифференцировавшейся индивидуализации мировосприятия европейского общества.
Романтизм как форма художественного мышления получает неравномерное распространение в Европе.
В Англии он возникает раньше, в XVIII в., в силу слабых классицистских традиций; большую выразительность приобретает во Франции, меньшую в Германии; в России классицизм и романтизм синтезируются в творчестве К. Брюллова, М. Воробьева, А - Иванова, О. Кипренского, предопределив расцвет исторической картины, портрета и натюрморта в русской живописи 30-50-гт. XIX в.
Романтизм был тесно связан со временем, когда "новая волна дохнула со страшной силой во французской революции, напоив всю Европу трепетом и чувством неблагополучия".
Романтизм был своего рода оппозицией французскому классицизму, иллюзиям века Просвещения. Рационализму и классицизму противопоставляется чувственная мечта, "способ жить с удесятиренной силой" обыкновенного века, столкнувшегося с бездной мироздания и социального благополучия.
В поэзии, прозе, драматургии появляется романтический герой, способный на благородный и возвышенный поступок, оторванный от меркантильной повседневности буржуазного общества и устремленный к далекому и несбыточному идеалу.
В мировосприятии возрождаются мистицизм, таинственность и религиозность; пространственно-временной континуум, история и география теряют свои границы. Своеобразное бегство от удручающей действительности в мир грез и идеалов было уже подготовлено искусством XVIII в. Романтический эскапизм был сродни классицистскому пассеизму с его поиском идеального в истории и мифологии Рима и Греции.
Кризис рационального мышления, связанного с классицизмом, подтолкнул романтиков к поиску рационального, чувственного, непознанного. Не случайно было стремление художников и архитекторов поры романтизма к художественному наследию католического барокко, готики, национальной средневековой истории.
Предромантические настроения в художественной культуре появляются уже в конце XVIII в.: пейзажный стиль в садово-парковом искусстве, "естественная" тематика и колорит в натюрмортах и портретах, сентиментализм в литературе и английских парных портретах - "сценах собеседования".
Наполеоновские войны ускорили процесс осмысления новой исторической реальности, породили тип разочаровавшегося человека, "нового Гамлета" - индивидуалиста, стремящегося к уединению, медитациям, самопознанию национального прошлого.
Романтики начала XIX в. ориентировались на христианское прошлое Европы. Познание человеческой души становится задачей художественного мышления. Провозглашается ценность отдельной человеческой личности. Это предопределило расцвет портретного жанра. Романтизм расширил мыслимое и реальное пространство художника.
Вновь как бы открывается культура Греции, готики, барокко; литературные герои живут и действуют в "чужом" мире, расширяя художественное пространство, а поэты и живописцы часто ищут вдохновения, путешествуя в Италию, на Ближний Восток, Балканы. Романтизм пытался зафиксировать движение времени в "готическом" или "античном" руинированном пейзаже, символизировавшем победу времени над человеком, постичь тайну пространства через ландшафтный пейзаж с дальними планами (К Д. Фридрих).
Однако исторический ретроспективизм не был простым забвением настоящего ради прошлого. Исторический жанр актуализируется (Э. Делакруа, А. Гро, Ф. Гойя) и "смыкается с современностью".
В силу эстетического своеобразия романтизм не повлиял в значительной мере на архитектуру и скульптуру. В музыкальной культуре классицизм также уступает место романтизму, который наиболее ярко себя проявил во втором десятилетии XIX в.
Традиции Бетховена, творчество которого завершает классицизм в истории европейской музыки, были продолжены романтиками в Германии и Австрии (Ф. Шуберт, Э. Т.А. Гофман, Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Возникают национальные музыкальные школы во Франции (Г. Берлиоз), Италии (Дж. Россини, Н. Паганини, Дж. Верди), Польше (Ф. Шопен), Венгрии (Ф. Лист). Романтизм не противопоставляется классицизму: "Лишь этот чистый родник может питать силы нового искусства" (Р. Шуман).
Музыка романтиков отличалась повышенной эмоциональной выразительностью, психологическим автобиографизмом, лиричностью. Музыкальный язык более дифференцируется по сравнению с классической музыкой. Поэзия и музыка в поисках особой выразительности приходят к синтезу и содействуют расцвету камерно-вокальной лирики и оперы. В романтической опере происходит слияние музыки, слов и театрально-сценического действия.
Симфонические произведения отражали наиболее типичные качества романтической музыки - стремление к размышлению, переживанию, созерцанию, т.е. тягу к образам внутреннего мира, в противовес объективным образам внешнего мира, характерным для классиков.
Таким образом, романтизм как художественное направление породил в XIX в. различные течения и стили, в которых отражалась динамичная картина мира. Подвижность героев, смелость колорита, экспрессия в технических приемах живописи - все это отличало новое направление от классицизма.
Однако, романтизм в европейской художественной культуре не смог стать "стилем эпохи", поскольку параллельно с ним продолжал развиваться неоклассицизм.
В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия - реалистического.
Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближался к натурализму. Однако уже Э. Делакруа отмечал, что "реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности". Значительность художественного образа зависела не от натуралистичности изображения, а от уровня обобщения и типизации.
Термин "реализм", введенный французским литературным критиком Ж. Шанфлери в середине XIX в., применялся для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академическому идеализму. Первоначально реализм сближался с натурализмом и "натуральной школой" в искусстве и литературе 60-80-х гг.
Однако позднее происходит самоопределение реализма как течения, не во всем совпадающего с натурализмом. В русской эстетической мысли под реализмом подразумевается не столько точное воспроизведение жизни, сколько "правдивое" отображение с вынесением "приговора о явлениях жизни".
Реализм расширяет социальное пространство художественного видения, заставляет "общечеловеческое искусство" классицизма говорить национальным языком, отказывается от ретроспективизма более решительно, чем романтизм. Реалистическое миропонимание - обратная сторона идеализма.
Если наука XIX в. наблюдала факты прочных оснований, то этим путем, по мнению Э. Золя, последовало и искусство, поставив своей основной задачей анализ действительности, реалистические тенденции проявляются уже в романтическом искусстве, живописи в Австрии и Германии, "барбизонской" школе, романтическом классицизме).
Однако критерий "реалистичности" заключался не в точности воспроизведения окружающей действительности. Стремясь к правильному изображению природы, барбизонцы, например, относились подозрительно к реализму, считая его слишком прозаичным, направленным на создание "копий", а не подлинного искусства. Барбизонцам не понравилась социальная направленность творчества.
Демократизм реалистического искусства проявляеся в сочувственном отображении жизни трудового народа.
Борьба за русское национальное искусство в полной мере выразились в движении передвижников. Языком академического художественного стиля передвижники говорили о повседневных социальных проблемах России.
Художник, придерживавшийся "критического реализма", по словам И. Репина, "силился поучать, назидать общество", заниматься публицистической деятельностью, вследствие чего "его признают только иллюстратором либеральных идей". Морализирующий дидактизм сближал передвижников с натуралистической школой и художниками Просвещения.
Следует согласиться с В.Г. Власовым, который пишет: "Живопись передвижников как по содержанию, так и по форме - искусство глубоко провинциальное.
Его историческая ограниченность была предопределена, с одной стороны, отсталостью российской общественной жизни, пережитками крепостничества, рабства и духовной несвободы, с другой - провинциальностью русского академического искусства".
Передвижничество в России совпадает по времени с художественными открытиями импрессионистов во Франции, которые, в противовес салонному искусству, пытаются найти поэзию в повседневности. Они отвергают сюжет и пренебрегают идеологической ангажированностью художника. Импрессионизм был далек от критического реализма русских художников. Новые открытия в области колорита, передачи света и цвета, сделанные импрессионистами, и впечатляли русских живописцев, и вызывали сомнения. В 1874 г.И. Крамской отмечал: "Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам, воздуху, но... как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника - сердце?" А в 1884 г. он подчеркивал отсутствие во французском искусстве "простоты" концепций, "воодушевления и мысли" и преобладание в живописи "какого-то мучного тона".