Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 2 из 2)

Архетипы: герой, злодей, мудрец, авантюрист, верная жена, роковая женщина, двойник, младший брат, мать, образ смерти.

Архетипы ситуаций: подвиг, предательство, запрет, нарушение запрета, встреча, расставание, соперничество, война, измен, путешествие.

2. Роман Ингарден (феноменология)

Теория показывает нам безграничную широту понимания художественного произведения. По мнению ингарда, ни одно восприятие не имеет право считаться неверным.

Восприятие зависит от множества факторов:

- эпохи

- нации

- менталитета

- образования

- воспитания

- темперамента

- характера

- возраста

- моды и настроения

В феноменологии многое базируется на понятии «интенция» (-намерение, замысел). Произведения, на которые устр интенция считается «живым». То произведение, которое не воспринемается, по мнению учёных, как бы даже не существует, а только является мёртвой, шаблонной заготовкой.

3. Структурализм. В. Шкловский и Роман Барт.

Теория настаивает на том, что главное в произведении – это его знаковая система, определённая шифровка, при которой автор кодирует дополнительную информацию, а наша задача её найти и расшифровать.

4. игровая концепция. Йохан Кейзинг.

Между культурой и игрой данная теория нах. много общего.

Культура и мораль

Центральное понятие морали следует воспринимать с учётом субъективности эпохи и народа.

Круг проблем, связанных с отношениями между культурой и моралью:

1. проблема морального долга культуры.

2. можно ли человеку, обладающим громадным дарованием всё простить за его талант?

3. как оценивать изображение зла в искусстве?

4. каким путём возможно реформировать культуру в сторону морали?

5. почему великая культура может не спасти нацию от потрясений, бед, катастроф?

Строение культуры

Деление культуры на типы:

· I классификация выделяет:

1. материальная культура

2. духовная культура

3. промежуточная стадия – материальный носитель духовной культуры

· II классификация


Тип и признак Элитарная культура Массовая культура Фольклор или народная культура
автор Автор есть и обладает яркой индивидуальностью Автор есть, но его индивидуальность выражена не четко Предполагается, что автора нет, что произведение творит народ
Отношение к моде Нет связи с модой, это культура на века Прямая зависимость от моды, поэтому данный тип культуры переменчив Нет связи с модой
уровень Очень высокий, профессиональный Средний или ниже среднего, может быть не профессиональным Непрофессиональный, но при этом какой угодно, от высочайшего до примитивного
аудитория Интеллектуальная часть населения Подразумевает, что всё население на самом деле – менее требовательная его часть. Всё население

Возможны переходы культуры из одного типа в другой (джаз появился как народная негритянская музыка, потом стал массовой культурой, а в наши дни считается элитарный; возможен обратный процесс)

· III классификация: ступенчатая

Ступени располагаются по мере уменьшения масштаба: от наиболее всеохватной к наиболее конкретной.

1-ая ступень мировая культура

2-ая ступень национальная культура

3-ая ступень субкультура и контркультура

4-ая ступень личностная культура

Субкультура – культура определённой части населения внутри одного народа.

Выделяется по следующим признакам:

1. по классовой принадлежности

2. по профессии

3. по возрасту

4. по этническим признакам

у каждой субкультуры имеется свой жаргон, мировоззрение, убеждения, привычки и стиль жизни. Тем не менее все субкультуры входят в один и тот же народ, обладают общим менталитетом.

Признаки субкультуры интеллегенции:

1. уважение и знание, куль книги, культура переписки

2. убеждённость, умение в любых условиях отстаивать свои идеалы и ценности.

3. деликатность, нежелание строить своё счастье на чужой беде

4. идеализм, т.е. убеждение в том, что идеалы есть, что они святы, что ради них ничем не жалко пожертвовать.

Контркультура – понятие впервые произносит Т. Роззак в 1960г., подразумавает оно систему молодёжных движений, возникших в середине XXв., как форма протеста на общественный уклад того времени.

Основные компоненты культуры:

· хиппи

· панки

· байкеры

· металлисты

· готы

· эмо

у каждой из ветвей контркультуры есть своя идеология, система ценностей и очень яркий внешний имидж.

В наше дня понятие контркультура приобрело ещё 2 значения:

1. субкультура любой группы, которая преднамеренно нарушает традиционные нормы, законы и принципы.

2. любое направление в культуре, которая выглядит очень непривычным, странным

Гуманизм

- в современном понимании – чел.

В трактовке эпохи возрождения мировоззрению основ на увеличение к челу на подчёркивание его духовной нации и свободы.

Временные рамки эпохи возрождения 26 апр 1335г, VIв.

Основные концепции культурологи (культура и цивилизация)

Понятие цивилизация имеет несколько значений. Наиболее традиционное из них подразумевает развитую культуру, ограниченную локальными и территориальными рамками.

По определению В. Де Мирабо, цивилизация – то, что противоположно дикости.

Совершенно новую концепцию цивилизации предлагает Освальд Шпенглер. По его мнению, цивилизация не только не подобна культуре, но и даже противоположна ей.

Цивилизация – старческий возраст культуры наиболее поздний этап её развития, характеризующийся техническим прогрессом , но одновременно деградацией нравов.


Отличия культуры от цивилизации

культура цивилизация
Ценится добро, истина и красота Ценится выгода и польза
Общение происходит на личностном уровне Общение идёт на уровне информации
Развитие идёт в глубь Развитие идёт в ширь
Эмоциональность Безчувстввенность
Оригинальность, уникальность Стандарт
творчество производство
Цель человека: духовное саморазвитие Цель человека: потребление
Внимание к людям и образам Внимание к вещам и предметам (объектное поведение)
Преобладание животного человеческого начала Пробладание машинного технического начала

Шпенглер настаивает на том, что каждая культура обладает своей душой, ценностями, имеющие прочную психологическую основу. Полагает, что все элементы культуры очень тесно связаны до такой степени, что одни из них можно обменять через другие.

Он чрезвычайно понимает понятие культурного кризиса - это катастрофа, за которой следует только гибель общества.

В отличии от Шпенглера карл Ясперс полагает, что кризис – это не трагедия, а переломный момент, откр людям выход на новые пути развития. В концепции Ясперса акцент переносится с политики и экономики, как культурообразующих факторов на духовность, религию и менталитет, которые он считает показателями нац самобытности.

Центральная идея – осевое время – период с VIII– II вв до н. э. когда были созданы великие культ ценности, до сих пор непревзойдённые никем.

Достижения осевого времени:

1. создание всех концепций философии

2. формирование мировых религий (кроме христианства 1в н. э. и ислама 7в)

3. великолепные достижения искусства в древней Греции, Индии и Китае

4. формирование современного психологического типа человека.

Концепция Н.Я.Данилевского: авторы делят все народы на 3 категории:

1. положительные творцы культуры

2. отрицат. творцы культуры

3. этнографический материал или «сырьё»- народ, податливый чужому влиянию.

Концепция Арнольда Тойнби. Концепция вызова и ответа настраивает на том, что культуру формирует препятствие.