Смекни!
smekni.com

Особенности искусства тоталитарных культур (стр. 4 из 4)

Чтобы следовать методу социалистического реализма, сочинение стихов и романов, создание живописных произведений и т.д. надо подчинить цели разоблачения преступлений капитализма и восхвалению социализма, чтобы вдохновлять читателей и зрителей к революции, воспламеняя их умы справедливым гневом. Метод социалистического реализма был сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 г. Он охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру).

3.1 Критика социалистического реализма

Как следует из слов Ленина "Литература должна принадлежать партии", из слов Сталина "Писатели - это инженеры человеческих душ" и слов Горького "Писатель является повивальной бабкой социализма и могильщиком капитализма", художники и писатели должны были абсолютно подчиняться директивам партии, а их индивидуальность и свобода совершенно не имели значения. В результате этого, почти сразу после Октябрьской революции художники и писатели в Советском Союзе попали под идеологический надзор партии. Гнет особенно усилился в конце 30-х годов, когда Сталин утверждал социалистический реализм. В это время были арестованы и устранены, как еретики, многие художники и писатели. Даже после смерти Сталина социалистический реализм продолжал господствовать как общепринятая теория искусства, вследствие чего многие художники и писатели стали диссидентами.

Искусствовед Херберт Рид, критикуя социалистический реализм, сказал: "Социалистический реализм есть не что иное, как попытка установить интеллектуальные или догматические цели в искусстве". Илья Эренбург (1891-1967), советский писатель и публицист, награжденный Сталинской премией за два своих романа, а позднее критиковавший Сталина, писал: "То, что описано в книге, повествующей о ткачихах на прядильной фабрике, рассказывает не о человеческих существах, а о машинах, и не о человеческих чувствах, а только о производственном процессе". Таким образом, он критиковал человеческий образ, созданный в соответствии с каноном социалистического реализма.

Программа соцреализма была основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Метод соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось в эту жесткую эпоху создать значительные произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.

В эпоху социалистического реализма искусству вменялось быть воспитательным и пропагандистским. Под воздействием установок этого “художественного метода” в искусстве происходила утрата личностного, индивидуального в угоду общественного. Парадокс состоит, как мне кажется, в том, что правдивое представление об эпохе социалистического реализма дает именно музыка Шостаковича, гонимого в те годы композитора.

Заключение

В процессе выполнения работы затронуты вопросы возникновения социально-исторического контекста развития искусства, авангардных течений в искусстве в целом, и в русской живописи в частности. А также место социального реализма в искусстве 20 века. Авангардное искусство становится силой, направленной не на удовлетворение эстетических ценностей публики, а на преобразование её сознания новыми образами. Сами эти образы возникают именно тогда, когда жизнь переходит на новый безумный ритм, когда классическое искусство уже не может отразить реальность - столь динамичную и многогранную.

Список использованных материалов

1) Руднев В.П. - Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997.

2) http: // www. staratel. com - литературно-художественный ресурс.

3) Кривцун О.А. - Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.

4) http: // www. kultura-portal. ru - еженедельная газета "Культура".

5) Арнхейм Р. - Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. - М.: Прометей, 2006.

6) Шапир М.И. - Что такое авангард? - Даугава, 2005, № 10, c. 3-46.

7) Руднев В. - Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен - Русский авангард в кругу европейской культуры - М., 2003.