Смекни!
smekni.com

Особенности культуры средневековья (стр. 6 из 6)

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульми­нации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.


4. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, средние века в Западной Европе — время напряженной духов­ной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конст­рукций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и зна­ния предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на ос­нове доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, но­вый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре: когда «здание» европейской культуры было построено, культуру Средневековья «разобрали» и забыли. Но без неё западная культура не возникла бы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борзова Е.П. История мировой культуры. 5-е изд. – СПб, 2007.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

3. Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства-М., 1990.

4. Ле Гофф Ж. В поддержку долгого Средневековья //Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

5. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. XVIII век. Т.1., 2-е изд. - М., 1983.

6. Поликарпов В.С.Лекции по культурологии. - М.: «Гардарика»,«Экспертное бюро», 1997.

7. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. - М., 1999.

8. Тяжелов В. Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. - М.: Искусство, 1981.