Смекни!
smekni.com

Особенности музеефикации и культурный туризм (стр. 2 из 3)

§ 1.2 Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий

Музеефикация исторических зданий, которые являются памятниками истории, архитектуры и культуры, - это создание музейных выставочных инсталляций, посвященных истории этого здания, известным людям, проживавшим или работавшим в нем, а также основным историческим событиям, к которым здание имеет отношение. Реализация таких проектов является возвращением исторического долга и дает возможность более полного использования потенциала исторических зданий и дворцов. Выставочные инсталляции в исторических зданиях и дворцах представляют собой выставки, расположенные в витринах и на стендах, где представлены предметы, документы, фотографии и другие экспонаты, раскрывающие те или иные исторические темы, связанные с этим зданием. Такие выставки могут быть размещены в отдельном зале или в части зала, в коридорах, на лестничных площадках. Особенно важным условием таких инсталляций является дизайнерское и художественное оформление. Таким образом, каждый сотрудник или посетитель этого здания имеет возможность познакомиться с его историей. Эти инсталляции напоминают нам об исторических корнях наших предков, которые строили и укрепляли Российское государство, доставшееся нам в наследство. Тем самым мы возвращаем людям историческую память. Это создает современную интеллектуальную и культурную среду, позволяющую вдохнуть новую жизнь в исторические памятники города.

§ 1.3 Музеефикация Казанского Кремля

Согласно Указу Президента РТ от 13 октября 1995 г. и Постановлению Кабинета Министров РТ от 19 декабря 1995 г. здание Благовещенского собора музеефицировано и передается Православной церкви на время главных религиозных праздников; на территории бывшего Юнкерского училища строится здание вновь воссоздаваемой исторической мечети Кул-Шариф - будущий музей исламской культуры Поволжья.

Проблема музеефикации кремлевского комплекса предполагает три уровня реализации:

1. Кремлевский комплекс как историко-архитектурный музей под открытым небом.

а. Общая характеристика. Казанский Кремль является важнейшим пунктом туристического показа, особой по своему историческому значению зоной, центром государственной власти и главным Музеем-Заповедником Татарстана. Его архитектура должна свидетельствовать как о прошлом, так и о настоящем нашего государства, достойно представлять уровень нашей культуры. Кроме того, музеи Кремля должны сосредоточивать в себе наиболее общие и важные экспозиции, представляющие политическую и этническую историю края, уникальные коллекции природных, материальных и духовных ценностей.

б. Содержание экскурсионной экспозиции. Экскурсионный показ кремлевских экспозиций должен включать в себя ряд тем, представляющих интерес для самых различных групп посетителей: от младших школьников до дипломатических представителей. В их числе могут быть представлены следующие темы: архитектура; история и археология; этнография; духовная культура; природные ценности края.

2. Группы музеев, отражающих этапы развития государственности Татарстана, различные этнические традиции, уникальные коллекции и хранилища государственных ценностей.

а. Зонирование музейной территории. Территория Музея-Заповедника "Казанский Кремль" в целом сохраняет следы функциональной структуры губернского времени, хотя и с утратой идеологических компонентов, присущих колониальному периоду истории Татарстана. Зоны, занятые в прошлом силовыми и идеологическими структурами (Пушечный двор, Юнкерское училище, Спасо-Преображенский монастырь, церковные сооружения, крепость) составляют достаточно компактную территорию, пригодную для рационального использования в музейно-экспозиционных целях. Характер функционального использования этих зон в прошлом и намечающиеся пути реконструкции подсказывают тематику их музейного содержания.

б. музейные зоны. В соответствии с первоначальными функциями и связанными с ними этическими нормами реконструкции, предлагается следующая схема музеефикации кремлевской территории:

· Крепостные сооружения Кремля.

· Музей истории государственности Татарстана и татарского народа (комплекс быв. Дворцовой церкви, башни Сююмбике, Президентского дворца и археологических остатков монументальных сооружений на прилегающей территории).

· Музей истории Казанского Кремля (корпус №3).

· Музей истории гарнизона Казанского Кремля и производства оружия (Южный ризалит главного корпуса бывшего Пушечного двора).

· Музей археологии Казанского Кремля (здание бывшего Преображенского собора и церкви Николы Ратного).

· Музей культур православных народов Поволжья, здание бывшего Кафедрального собора):

· Музей природы (комплекс бывшего Юнкерского училища).

3. Локальные музеи, выставки и временные экспозиции.


Глава II. Особенности реставрации и консервации недвижимых объектов историко-культурного наследия

Реставрация в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искажённых памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и пр.) с целью сохранить их историческое и художественное значение (как частный случай - с целью вернуть первоначальный облик). Реставрация является составной частью охраны памятников истории и культуры и имеет важное значение для общей истории и истории культуры. Проводимые при реставрации исследования нередко коренным образом меняют сложившиеся концепции исторического развития Попытки реставрации памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа XVIIIи XIXвв. они обычно сводились к простому ремонту. На рубеже XVIIIи XIXвв. задачей реставрации стали считать "восстановление первоначального облика" или "великолепия" поврежденных или искажённых позднейшими перестройками и переделками памятников. Однако цель была поставлена ошибочно. Отсутствовала и научно разработанная методика реставрации. Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Некоторые ограничения и предписания для производства реставрационных работ были предложены Э.Э. Виоллеле-Дюком. Существенные ошибки допускались при реставрационных работах в России и в середине XIXв. Отдельные ценные научные реставрации проводились уже в первые десятилетия XIXв. Лишь с конца XIXв. накопление систематических знаний в области истории искусств и материальной культуры, а также инженерно-технических знаний сделало возможной подлинно научную реставрации. На развитие теории и практики реставрации большое влияние оказали проведённые греческим архитектором Н. Баланосом в 1898-1917 работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе. В России на производство реставрационных работ начала оказывать благотворное влияние Археологическая комиссия Русского археологического общества. На рубеже XIXи XXвв. складывается научная теория реставрации, наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры.

Основу теории современной реставрации составляет понятие о реставрационном методе и дифференциации различных реставрационных методов, из которых для современной практики имеют значение три: консервация, т. е. работы, не меняющие облик памятника, сохранившийся к моменту начала этих работ; аналитический (археологический) метод, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов (утверждена в 1932 и является основным методическим руководством для реставрации в стране), а в СССР сформулированный И. Э. Грабарём и применявшийся в практических работах под его руководством; синтетический метод, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную реставрацию памятника. Современные приёмы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов. Для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается. Разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять поврежденную кладку без её нарушения. Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурное (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. На натуре изучаются причины обветшания, повреждений, нарушения статического равновесия памятника; для исследования состояния конструкций используются технические средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений и деформаций памятника и исследуются специфические особенности основных строительных материалов и растворов. Если состояние памятника угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по аварийному ремонту. Изучаются элементы и детали, относящиеся к первоначальному облику здания, его стилевая характеристика, имеющиеся позднейшие наслоения, пристройки и переделки с их строительными и стилистическими особенностями. Историческая и художественная ценность этих наслоений, пристроек и переделок устанавливает специальная комиссия. Затем (или одновременно) проводится полный археологический обмер памятника и его фотофиксация. В ходе историко-архивного исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии, картины, рисунки, на которых воспроизведён памятник, а также другие его изображения (например, на медалях, печатях). Для ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность. Для реставрации разрушенных сравнительно недавно памятников, имеющих выдающееся национальное значение, иногда применяется синтетический метод. Часто одновременно с реставрацией составляется проект приспособления памятника к его новому использованию (например, бывшего жилого дома для размещения музейной экспозиции). При применении аналитического метода реставрации различные аналогии на других зданиях (отдельные элементы здания, декоративные детали, конструкции, приёмы каменной кладки и т.п.) используются лишь для общих выводов и анализа памятника, при синтетических - могут играть существенную роль для восстановления в натуре частей и отдельных деталей памятника. Необходимые раскрытия ведутся послойно и с большой осторожностью, так как в наслоениях могут быть ценные фрагменты или их следы. Раскрытия проводятся только после предварительных зондажей или шурфов, когда известно, что под наслоениями есть ценные и хорошо сохранившиеся элементы. Замена и восстановление разрушенных элементов производятся только на основе бесспорных данных об их первоначальном или прежнем облике. В количественном соотношении подлинных и восстановленных частей и элементов обязательно должны преобладать первые. Весь процесс реставрации подробно фиксируется в дневниках и фотографиях.