Смекни!
smekni.com

Особенности организации досуга в Японии (стр. 12 из 27)

Другие фирмы индустрия досуга привлекает многообразными возможностя­ми саморекламы, идеализации своего «образа», что считается важным подспорьем для форсирования сбыта основной продукции, налаживания добрососедских от­ношений с локальным обществом. Именно ради решения этих задач крупные пивоваренные и кондитерские ком­пании берутся за управление ресторанами и гостиница­ми, автомобилестроительные компании за управление треками для автогонок, компании, выпускающие музы­кальные инструменты, - за управление концертными за­лами, газетные, торговые компании и байки - за управ­ление посредническими конторами по организации путе­шествий. Серьезным мотивом проникновения многих компаний в рассматриваемую отрасль служит и стрем­ление к расширению во имя дополнительных прибылей номенклатуры продукции на существующей технологи­ческой базе. Металлообрабатывающие компании разра­батывают в этих целях механизмы дистанционного управления кеглями, химические компании—конструк­ции лодок из пластмасс, компании по выпуску холо­дильного оборудования—оснастку для катков с искус­ственным ледяным покрытием, электромашиностроитель­ные компании — схемы парковых аттракционов. За выпуском инвентаря нередко следует и приобщение компаний этих отраслей к управлению предприятиями индустрии досуга. (38, С.336).

Далее мы рассмотрим систему управления культурой на государственном уровне.

В 1966 году при Министерстве просвещения было создано бюро по делам культуры, в 1968г. преобразованное в самостоятельное управление по делам культуры, основная функция которого заключалась во всестороннем долговременном планировании государственной политики в области культуры. Одна из важнейших задач управления – сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганде среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работавших в этих жанрах.Во второй половин 60-х годов в Японии началась плпномерная организация культурной работы с молодежью. Стала осуществлятся широкая программа специальных театральных представлений для молодежи, в которых принимали участие лучшие театральные силы Японии. Правительство также субсидирует строительство культурных центров. В области театрального искусства важную роль в проведениии официальной политики играет государственный театр “Кокурицу гэкидзе”.

Управление по делам культуры взяло на себя руководство также таким крупным мероприятием, как ежегодно проводимый в Японии фестиваль искусств.

Если в первые пеослевоенные годы в результате процесса демократизации националистические течения, господствующие в японской культуре в предшествующий период, исчезли с поверхности, то в настоящее время положение существенно изменилось. В этом смысле наиболее характерно широкое празднование столетия “революции Мэйдзи”. Все мероприятия были направлены на то что бы подчеркнуть исключительность японской нации и незыцблемость культа императора. В 1987 г. был возрожден праздник “Кэнкоку кинэнно-хи” (День основания государства) –мифический день основания японской империи. Таким образом официально утверждена версия о божественном происхождении японской нации. Лингвист и историк Кодо Сакуран, анализируя древние тексты, пишет, что прямой потомок богини Аматэрасу, Дзиммунэно, действительно стал “первым императором, основавшим новую империю Ямато”.

В области просвещения националистические тенденции ярко отразила правительственная программа “Создание желательного образа человека”, которая со второй половины 80-х годов начала планомерно внедряться во все участки культурной сферы. В разделе этой прграммы названном “Насущные задачи японцев”, содержаться следующие положения: “Всегда пмнить, что мы – японцы”; “Япония находится в центре противостояния Запада – Востоку и Севера – Югу”; “Японцы должны играть существенную роль во всех делах мира, ни в коем случае не становясь гражданами мира, забывшими Японию”; “Отчетливо сознавать миссию Японии” и т.п.

Упор, котоый делает государство на пропаганду японского искусства, внимание к специфическим японским его видам – явление не новое, но если до середины 90-х годов подобные тенденции проявлялись в деятельности отдельных частных компаний и лиц, то во второй половине 80-х – начале 90-х годов и до наших дней это становится официальной государственной политикой в области культуры.

Автор делает вывод, что в Японии большую роль играет система управления культурой, все существующие формы досуга имеют свои корни в традициях и обычаях народов, и только лишь трансформируются под воздействием окружающей действительности и технического прогресса, а поскольку Япония – страна долгое время собиравшая в себе лучшие технологии со всего мира, то в досуге нашел отражение лучший мировой опыт осуществления досуговой деятельности. Наряду с традиционными формами досуга, практикуются и суперсовременные формы и виды вплоть до виртуальных которые в последнее время завоевывают все большую популярность и в определенных видах развлекательной деятельности, где японцы явились первооткрывателями: караоке, мультфильмы покемоны, игра «Сега» и т.д.

2.2 Типы учреждений культуры и досуга Японии

В данном параграфе автор раскрывает типы учреждений культуры в Японии. Раскрыты древние и действующие по сей день формы досуга. Описана театральна жизнь Японии, все жанры театрального искусства начиная с традиционных типов и заканчивая привнесенными извне европейской цивилизацией. Огромное место в жизни японцев занимают парки с их досугово-рекреативной и познавательной функцией. Это парки типа «Диснейлэнд» с аттракционами и шоу-постановками, но наряду с современными парками развлечений существуют парки с преобладанием традиционных форм досуга. Автор дает описание традиционной постройки и выращивания садов, как одной из форм эстетического самовыражения. Также описаны выставки, дающие представление о самобытности и уникальности японских мастеров прошлого и настоящего. Рассказывается здесь и о фестивалях традиционных форм японского искусства насчитывающих свое появление до 1000 лет назад.

Тонко продуманная композиция сада основана на стремлении со­здать иллюзию большой протяженности и глубины пространства даже на очень небольшом участке земли. Этому служил и весьма точный расчет точки зрения из интерьера в сад. В старых японских садах, например в знаменитых садах монастыря Дайтокудзи в Киото, на этом расчете строилась вся композиция, а, следовательно, и худо­жественный образ сада. Для человека, сидящего на татами, сад ка­жется огромным. Но если встать или подойти к краю веранды, то видно, что его ширина — всего несколько метров.

В жаркие и душные летние месяцы, когда необходим сквозняк или хотя бы небольшое движение воздуха, снимаются или раздви­гаются стены, и остается лишь «скелет» дома. Дом как особая пространственная ячейка перестает существовать. Он становится частью окружающей среды — частью сада. Его ограничивают не стены, а садовая изгородь, обычно глухая и довольно высокая. Так дом и сад достигают полного единства. Сад и ограда охраняют покой дома, не давая вторгнуться в него шуму улицы.

Внешне японский сад близок к английскому парку — и там и здесь человек стремится сохранить естественную красоту природы. Но по смыслу они сильно различаются. В японском саду естествен­ная природа живет как бы в уменьшенном масштабе, и сама ее «есте­ственная» красота не случайна—она тщательным образом сформи­рована и организована человеком. Японский сад строится по прин­ципу микрокосм;), олицетворяющего реальный мир природы. По­этому в японском художественном садоводстве важную роль играют принципы ассоциативно-символического мышления — сад должен давать наслаждение человеку не только своей видимой красотой, но и своеобразным символическим и даже философским подтекстом. Этот маленький сад может олицетворять природу в целом с такими важнейшими се традиционными элементами, как вода и горы. Именно на основании этих представлений возник совершенно свое­образный тип японского сада, так называемый сухой сад, состоящий из камней и гальки. В таком саду светлая галька или песок изобра­жают воду, а группы специально подобранных по форме и размерам камней — острова, горные пики и скалы.