На Всемирном базаре аттракционов немного. Безостановочно демонстрируются мультфильмы Диснея. В крытом пассаже — игры «старых добрых времен»—от серсо до «однорукого бандита» — игрального автомата, выполненного в виде человека с «шестигаллоновой» шляпе-стетсон, с платком на лице и револьвером в руке. Ближе к выходу на Площадь — посадка на омнибусы «самодвижущиеся коляски» и паровые автомобили начала века, готовые отвезти вас в любой из районов Диснейленда. Ведь площадь Токийского Диснейленда составляет ни много ни мало 82,6 га.
Общая площадь Токийского Диснейленда 82,6 гектара, 33 из них используются для стоянок автотранспорта. Первоначальная стоимость проекта — 65 миллиардов иен — в результате инфляции возросла в ходе строительства до 150.
На территории Диснейленда расположено 32. крупных аттракциона, 41 магазин, 28 ресторанов, кафе и закусочных, не считая лотков с мороженым и воздушной кукурузой. К услугам посетителей справочное бюро, где можно не только узнать о работе аттракционов, специальных шоу, получить общую информацию о Диснейленде, но и оставить записку для друзей. Здесь же находится бюро находок. Тем, кто хочет подробно познакомиться с Диснейлендом помогут экскурсоводы.
Организаторы и администрация Диснейленда позаботились и о тех посетителях, которые испытывают особые трудности при посещении такого рода увеселительных заведений—детях и инвалидах.
На территорию Диснейленда допускается только один вид домашних животных — собаки — поводыри слепых. Всех остальных придется оставить в специальном помещении.
Аттракционы Диснейленда в зависимости от цены билета разделены на группы, которым присвоены литеры от «А» до «Е». Те же литеры ставятся и на билетах. Таким образом, посетители Диснейленда приобретают право пользоваться всеми аттракционами, обозначенными одной или несколькими литерами, в зависимости от того, какие билеты они купили. Впрочем, кассы есть и во всех районах Диснейленда, а очередей к ним нет.
Другие парки развлечений. Токийский Диснейленд далеко не единственный парк развлечений в Японии. В Токио и его окрестностях есть такие крупные, если не сказать огромные, парки развлечений, как «Кораку эн», «Фудзикю Хайленд», «Иомиуриленд» и другие.
«Шок Диснейленда» заставил их администрацию пересмотреть свою стратегию, принять действенные меры для привлечения посетителей. Например, в парке «Сэйбу эн» была построена самая большая на Востоке карусель, способная принять сразу 108 человек, созданы плавательные бассейны-аттракционы. Новые аттракционы, обязательно или «самые большие», или «первые в Японии», были созданы и в других парках развлечений. (22, С.37)
Район Токийского залива — лучшее место в мире для строительства тематических парков — считает Юта Сакураи, аналитик научно-исследовательского центра компании «Номура Секьюрити». К нему тяготеет территория с населением около 40 миллионов. Здесь налажена прекрасная транспортная сеть, которая обеспечит легкий доступ посетителям к центрам развлечений. Залив имеет потенциальную возможность стать лучшим развлекательным центром не только в Японии, но и во всей Азии».
В парке будет построен шикарный отель. «Наша задача — создать новые зоны отдыха в столице, где люди смогут провести выходные и праздничные дни. не испытывая трудностей с ночлегом. В настоящее время треть посетителей Диснейленда ночует в близлежащих гостиницах. Строя собственный отель. мы надеемся, что большая часть посетителей проведет у нас более длительное время. Увеличится и общее их количество» — считает президент «Ориентал Ленд» Тосио Кагами. Предполагается, что ежегодно токийский Дисней Си смогут посетить около 10 миллионов человек, а вместе с Диснейлендом около 25 млн.
В последнее время в стране появляется тенденция к созданию тематических парков для более ограниченной аудитории. В одном из них собираются устраивать шоу и оборудовать аттракционы по мотивам легенд и преданий, содержащихся в произведениях известного автора комиксов, художника Т. Осаму. Мир Тэдзука Осаму должен появиться в 2003 году в Кавасаки (префектура Канагава). (44, с.26)
Акиёсидо расположена в центре префектуры Ямагути. что на самой западной оконечности острова Хонсю. Когда-то давным-давно, в палеозойскую эру, в этих местах плескались морские волны. В теплых водах развивался коралл, на дно оседали органические частички. Но однажды (это «однажды» могло растянуться на многие тысячелетия) в результате подвижек материковых плит участок морского дна был выдавлен сейсмическими силами на поверхность и стал частью островной дуги. На 300 метров над поверхностью моря поднялось горное плато, сложенное из известняковых пород (позже местные жители назвали его Акиёсидай).
Затем за работу взялись реки, ручьи, дождевые потоки. Вода легко размывала известняк, образуя на поверхности плато иглообразные пики и кратеры. Но самые любопытные изменения происходили под землей, где образовался огромный лабиринт пещер, уходящий на глубину до 10 километров.
Вход в пещеру открывается огромным туннелем высотой 24 и шириной 8 метров. Далее он расширяется в зал с красивым подземным водопадом, который в лучах подсветки искрится кобальтовой синевой. Этот зал называют Аотэндзё (Голубой потолок). Именно такой цвет приобретают блики от солнечных лучей, отраженных в воде водопада.
Прихотливо извиваясь и переходя из зала в зал. пещера тянется на многие километры. Но самые удаленные закоулки доступны только спелеологам. Для обычных туристов выделен лишь ближайший к входу 1-километровый участок. Но и этого достаточно, чтобы привести любителей достопримечательностей в полный экстаз.
В 1956 году вокруг судьбы плато и пещеры разразился скандал. Американцы попросили у правительства Японии выделить им Акиёсидай под полигон для учебного бомбометания. Лишь совместными усилиями ученых, местных жителей и «зеленых» удалось отстоять этот памятник природы, сохранив его в списке главных туристических достопримечательностей префектуры Ямагути.
Ныне вокруг пещеры образовался целый краеведческий комплекс. Работает Музей естественной истории Акиёсидай, экспонаты которого отражают развитие карстовых образований за 300 млн. лет. А в феврале сюда съезжаются туристы, чтобы принять участие в церемонии «Ямаяки», когда поджигают старую высохшую траву и по плато проносится огненный смерч, очищая место для новой зелени.
Дополнительными развлечениями служат «Сафари лэнд» — зоопарк на плато, где дикие звери содержатся без клеток, и «Гэидзюцу мура» — Дом творчества для художников и скульпторов. (20, С.31)
Фестиваль
И вот в 1950 году в Саппоро, административном центре этого острова, родился необычный праздник, притягивающий с тех пор внимание многих японцев и иностранных туристов. Тогда старшеклассники местных школ вылепили на Одори, центральной улице города, шесть грандиозных фигур из снега. Вылепили, как говорится, для смеха, чтобы потом сравнить, у какой школы изваяние получилось выше, интереснее, забавнее. Неожиданная выставка снежных фигур стала местной сенсацией. Несколько репортажей о ней опубликовали центральные газеты, дало телевидение. В Саппоро потянулись любопытствующие из других городов, чтобы увидеть новую достопримечательность. А приезжие — это дополнительная прибыль хозяевам гостиниц, ресторанов, продавцам сувениров. Просчитав потенциальные плюсы, мэрия города решила превратить выставку снежных фигур в ежегодное событие, снежный фестиваль, проводимый в середине февраля, когда поток туристов с юга Японии, побаивающихся местных холодов, практически замирает. С тех пор снежные фестивали стали кульминацией зимних гуляний в Саппоро.
Ныне масштабы снежных фестивалей трудно сравнить с тем. что было почти полвека назад. Многочисленные участники празднеств воздвигают теперь на Одори более 300 фигур, каждая высотой в 8—12 метров. Для этого требуется огромное количество снега и ледяных глыб. Поставщиками исходного материала стали японские военные. служащие Сил самообороны. На военных грузовиках они доставляют в Саппоро накануне фестиваля тысячи тонн снега и льда, а потом формируют первые грубые контуры фигур, оставляя окончательную отделку самодеятельным скульпторам.
В 1982 году снежный фестиваль в Саппоро был проведен в дни, когда этот японский город стал столицей XI зимних Олимпийских игр. Это позволило фестивалю получить международное признание. С тех пор тысяч» иностранцев посещают февральский Саппоро, а с 1984 года их стали допускать и к участию в конкурсе на лучшую снежную скульптуру. Так, в 1991 году в соревновании приняла участи 21 группа скульпторов из 19 стран. (47,С.12).
Необычными качествами обладают удивительные экспонаты выставки, которая проходила в залах Музея декоративно-прикладного искусства при поддержке посольства Японии в Москве. В экспозиции были представлены около 80-ти змеев и примерно столько же волчков. Все эти экспонаты действующие, ими можно играть, но не менее приятно и просто любоваться ими как произведение искусства. К сожалению, в России воздушные змеи практически прекратили свое существование. А вот в Японии змей любимы и сейчас, несмотря на их почти тысячелетний возраст. Когда-то их использовали для передачи сообщений, порой секретных. Долгое время они были развлечением лишь богатых аристократов: бумага стоила очень дорого. Золотыми веками японских змеев можно считать 17 и 18 века, когда с развитием производства бумага стала доступна простым людям. Вот тогда то и произошел поистине всплеск фантазии в этой области. Развилась техника гравюры «укие–э» на красочных змеях – появились разнообразные картинки. В нынешней Японии видов воздушных змеев пожалуй больше чем где либо в мире. Тысячами парят они над страной в традиционный праздник мальчиков. Родители малыша, впервые отмечающего день пятого мая, пишут его имя на змее с изображением легендарного воина самурая или героя любимых сказок. И также как их далекие предки, верят что это поможет их сыну вырасти сильным и здоровым. Считается, что змеи отгоняют злых духов, а потому их часто запускают с изображением демона с высунутым языком – для отпугивания темных сил – и просят позаботиться о здоровье и благополучии семьи. С воздушными змеями можно и играть: иногда в небе разыгрываются целые баталии, когда соперники, руководя с земли мудрой «птицей», ухитряются перерезать своим змеям веревку, удерживающую змея соперника в небе.