Смекни!
smekni.com

Особенности организации досуга в Японии (стр. 19 из 27)

А в Камогавском аквариуме (префектура Тиба) эскалатор проносит посетителей по трубе, проложенной внутри бассейна. Человек чувствует себя ныряльщиком, оказавшимся в толще воды, окруженным со всех сторон рвбами и прочими морскими организмами.

Иногда возникшую в Японии моду на посещение аквариумов связывают с императорской семьей. Самым замечательным парком считается осакский океанариум “Огненное кольцо”,открывшийся в 1990 г. Он был спроектирован группой американских архитекторов, дизайнеров и биологов с целью воссоздать жизнь обитателей морского дна в районах размещения подводных вулканов. Его резервуар огромен и не имеет аналогов в мире. Это четырехэтажное здание 35 метров в поперечнике содержит 5 400 тонн воды. Посетители начинают свой осмотр сверху, постепенно спускаясь по спиральной дорожке все ниже к морскому дну. (14, С.16).

Автор делает вывод, что все существующие виды учреждений в Японии, а это – театры, выставки, музеи, парки, кинотеатры, как с традиционным содержанием досуга так и ультрасовременным . Имеет свое происхождение от обычаев обрядов и ритуалов. Они лишь корректируются временем и видоизменяются. Огромное влияние на деятельность учреждений культуры Японии оказывает религиозное сознание японцев и дух коллективизма, зачастую посетителей какого либо парка, музея или кинотеатра являются служащими какой-либо из фирм.

2.3 Традиции организации досуга в Японии

Традиционные формы проведения досуга занимают огромное место в жизни японцев. И по сей день существуют клубы любителей чая, проводятся соревнования составителей ароматов – кодо. ДО сих пор гейша остается идеалом самой искусной собеседницы. Также здесь рассказываться о материальной культуре японцев – ткачество. Большое значение японцы отводят бане, которая служит местом общения нивелирующим все социальные различия. Рассказывается об универсальной и сохранившейся до наших дней японской одежде – кимоно, которая распространилась далеко за пределы японского острова. В этом параграфе рассказывается о прообразе современных парков развлечений – Есивара, который даже по сегодняшним меркам занимал огромную площадь.

Традиция это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий), а также это обычаи, установившийся порядок в повседневности, быту. (47, С.327).

Досуг - время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслаб­ления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных заня­тий. Деятельность, занимающая "свободное время". Досуг, происходящий от латинского licere – «быть позволенным», имеет общее происхождение с «лицензией» и, следовательно, содержит в самом себе двойственность свободы и управления, личной воли и принуждения. (10, С.194)

Теоретики досуга (см. К. Ройек "Капитализм и теория досуга", 1985) обычно либо подчеркивали "личную свободу" проведения досуга по сравнению с трудовыми и семейными обязанностями, либо иллюзию свободы, выявляя ограничения выбора в связи с домашними обязанностями (особенно у женщин), и пути форми­рования таких ограничений, обусловленные культурой массового потребления и капиталистическим обществом.

Чайная церемония, известная в Японии как тяною, является эстетическим обрядом, свойственным японской культуре, который определяет порядок и процесс чаепития измельчённого в порошок зеленого чая — матча.

Культ чая был заимствован японцами из Китая. Полагают, что отвар из листьев чайного куста стал употребляться китай­цами примерно с середины первого тыся­челетия нашей эры. А в период династии Тан (618-907 гг.) чай уже прочно вошел в быт китайцев. В 760 г, появляется книга писателя Лю Юя «Ча цзин» («Трактат о чае»), в которой рассказывается об исто­рии чая в Китае, способах создания чайных плантаций, о сборе чайного листа, при­емах приготовления напитка, о чайной ут­вари. Лю Юй придавал большое значение этикету чаепития, выбору воды, которая применялась для заваривания чая.

Считается, что первоначально настой из чайных листьев как бодрящее, стиму­лирующее средство использовали буд­дийские монахи в монастырях секты Чань (яп. Дзэн,кор-Сон) во время длительных меди­таций.

В Японию чай попал в VII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или Индии, а также японские путеше­ственники, посе­щавшие тайский Китай. Считается, что первые план­тации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия священ­ной горы Хэйдзан в 802 г. Однако только с XII в. упо­требление чая по­лучает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйеая (1141—1215 гг.). Вместе с несколь­кими японскими буддийскими мо­нахами он побывал в Китае.­

Вернувшись на родину в 1191 г. Эйсай начал про­поведовать среди японцев дзэн-буддизм. Кроме того, он привез из Китая чайные ку­сты и стал выращивать чай при дзэн-буд­дийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях осо­бо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья. Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма вЯпонии — свя­щенник Догэн (1200—1253 гг.), также побывавший в Китае. В XI!—XV вв. с уси­лением влияния дзэн—буд­дийских монастырей питье чая получает популярность не только среди монахов, но и среди самураев, горо­жан, аристократов.

Начиная с XII в. из Ки­тая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развле­чения в форме чайных турниров. Перво­начально такие турниры проводили мона­хи в монастырях, причем в них властвовали самураи — приверженцы дзэн-буд­дизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV—ХV вв. В аристократических кругах устраи­вали в двухъярусных павильонах, первый этаж которых именовался «гостевой террасой», а верхний — «чайным пави­льоном». В чайном пави­льоне в «крас­ном углу» вывешивались китайские буддийские свитки, иногда это были и ки­тайские карти­ны с изобра­жением цветов и птиц или пейзажей. На столы перед свитками ста­вили китайские вазы для цветов, курильницы и подсвечники. Все эти предметы именовались «ки­тайскими вещами». На других столиках помещали тарелки с легкой закуской, сосуды с напитками,

Обычно гости собирались на первом этаже павильона, где им подавалось уго­щение. После небольшого пиршества гости выходили в сад и прогуливались по его аллеям. Сады при павильонах, где проводились чайные турниры, были про­гулочными, а не «созерцательными». Пока гости любовались садом, хозяин чайного турнира заканчивал все приготовления. После его приглашения гости рассажива­лись в определенном порядке на скамей­ку, покрытую шкурой леопарда, а хозяин - на бамбуковый стул.

Сначала три чашки чая ставились пе­ред свитками с изображением Будды. За­тем «податель чашки» (им, как правило, был хозяйский сын хозяина чайного турнира) вручал каждому гостю по очереди чашку с растолченным порошком зеленого чая, вносил вазу с кипящей водой и бамбуковый чайный веничек, наполнял чашу гостя кипятком и размешивал чайный порошок веничком. Когда все гости выпивали первый предложенный сорт напитка, вносились новые чашки и предлагался новый сорт.

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития называемые «чайными собраниями». В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи единомышленников. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии – Сюко Мурата (1422-1502 гг.). Мурата обогатил искусство чая философией и эстетикой дзен-буддизма. Он проповедовал, что истина Будды может открыться, может быть познана даже в жестах сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой. При дворе Сюгуна Йосинасы Асигаки Мурата стал использовать для чайной церемонии крохотную комнатку Додзинсай. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту. но, как заметил Н.И.Конрад, «простота в данном случае была отнюдь не простотой: она была изысканна и внутренне сложна». В чайной комнате Мурата установил открытый очаг («ириори»), над которым в железном котелке кипятилась вода. Чайная церемония, которую С.Мурата проводил сам, была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности. Мурата вперве сформулировал 4 принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Примечательно, что чайная церемония, как одно из величайших явлений японской культуры, сформировалось в тяжелое, смутное для страны время, когда междоусобные войны, распри между феодалами, кровавые сражения делали жизнь невыносимой. В 15 – 16 веках чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имеет свое особое неповторимое значение. Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с историческими категориями «саби» и «ваби», обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты и лаконизма, приглушенности красок. Через маленький сад прилегающий к павильону, где проводилась чайная церемония шла дорожки из камней, в саду возвышались каменные фонари и просто камни поросшие мхом. Особое значение имели каменные сосуды с чистой водой – «цукубай». На таком сосуде – колодце лежал маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем после себя особым образом поднимая ковшик с водой омыть после себя ручку ковшика. В наши дни сосуды с водой – непременная детель не только чайного сада, но и любого храма. В саду обычно высаживались сосны кипарисы бамбук, вечно зеленый кустарник.