Другой крупнейший живописец рубежа столетия – Валентин Серов. Начиная 80х годов 19 века и до конца жизни, Серов шел впереди и вел за собой других русских мастеров.
В работе над портретом Серов видел высшею цель художника. Он переводил свои образы в широкий общечеловеческий план, выражал в них понятия юности, красоты, счастья.
Его живопись словно улыбалась, радовала солнцем и воздухом, горела чистыми красками. Серов учился в малом выражать нечто большое.
Валентину Серову принадлежат наиболее известные портреты того времени. Один из них “Девочка с персиками” (Илл.2). “По мери постепенного углубления в содержание картину зритель понимает это не просто портрет это выхваченный из жизни момент. Образ созданный художником наполнен жизнью, умиротворением и спокойствием”[6].
Другой пример это “Девушка, освещенная солнцем” (Илл.3.). В нем художник представляет мастерство света. С помощью кистей и красок он смог отобразить красоту и гармонию мира в общественном потоки будней. Серов очень серьезно подходит к работе над портретом, его волновало не внешнее сходство, а внутренний мир модели. Со временем взгляд художника на модель становился все сильнее и зорче. Серов дает острую почти гротескную характеристику модели. Вмести с тем он создает формы героически, прекрасного. Художник очень часто пишет портреты художников, писателей, артистов. Само смотрение выразит представление о красоте человека в свидетельских его творческих возможностей показательно для мастера.
Позднее работы Серова вводят нас в проблематику “большого стиля”. По мысли Серова, это единственный стиль должен быть ощутим и в карандашном наброске и в портрете. Так это новая тенденция развития искусства 20 века получила ворожение в портретной живописи Валентина Серова.
Третьим художником был Константин Коровин. Своим творчеством он быстро повлиял на развитие русской живописи.
Его творческий путь был последователен. С самого начала художник шел к импрессионизму. Добиваясь, как и Серов непосредственности воспроизведения натуры и чистоты цвета. На протяжении своего творческого пути художник развивал принципы своего раннего творчества. Коровин писал пейзажи и портреты. Но чаще он обращался к жанру тематического портрета. Примером может служить полотно Коровина «У открытого окна. Портрет дочерей Ф. И. Шаляпина» (Илл.4.).
В работе над портретом Коровин предпочитал этюд как одну из форм станковой живописи, что совпадало с его импрессионистическим выделением натуры. Французы, становившиеся учителями Коровина, помоги ему понять все богатые возможности цвета”.
Природа наделила художника редким колористическим даром, и художник высоко развил его. Безукоризненно владея искусством живописи, всегда подчиняя гармонию, многокрасочную палитру мира, он создавал жизнеутверждающие образы, прославляя жизнь и ее краски. Уже в училище за Коровиным закреплялась репутация колориста.
Те мотивы, которых выбирал Коровин, давали ему повод для декоративного решения многих своих партнеров.
Почти в каждом холсте художника есть своя, пусть маленькая, цветовая “находка”, свое открытие. Он писал быстро и реалистично, легко и свободно. В его портретах ощущается смелость, вдохновение, обожание натуры, точное “ попадание”, которое еще при жизни художника заставляло критиков говорить об “абсолютном глазе” Константина Коровина.
Творчество Коровина являло собой лучший пример национального выражения импрессионистического портретного письма, которое стало достоянием в живописи начала 20 века.
Именно эти три художника В. Серов, М. Врубель, К. Коровин наиболее сильно повлияли на развитие портрета как жанра. Живя, на рубеже веков каждый из этих живописцев принес в портретную живопись, свой новый стиль. Продолжателями, которого стали последователи.
Так Михаил Врубель был первым художником, рисовавшим в стиле символизма. Творческий метод Врубеля отличался – он гранил фигуры плоскостями и добивался нового звучания цветового пятна.
Валентин Серов в своих портретах дает четкую характеристику внутреннего мира человека. На полотнах, но запечатлеет момент из жизни.
Константин Коровин принес в русский портрет импрессионизм и этюдное письмо в работах художника особо точно и ярко выражен цвет.
Все три художника оказали огромное влияние на формирование творческого метода друг друга. Так благодаря дружбе с Коровиным в ранних портретах Серова виден легкий намек на импрессионизм, а Врубель занимается лепкой фигуры при помощи мазка и поисками колористического решения.
Так при творческом симбиозе М.Врубеля, В.Серова К.Коровина появляется новый, отличающийся от раннего, портрет, характерный для начала искусства 20 века. Триумвират этих художников стоящих на рубеже веков, определил наиболее существенные успехи в искусстве[7].
Глава II Портрет в творчестве К.А. Коровина
2.1 Особенности техники живописи в работе над портретом
В1900 – е годы появляются лучшие портреты Коровина. Художника захватывают те же поиски напряженного выражения жизни человеческого духа, характерные в это время для мастеров его круга. Но ему чужды экспрессивная манера и трагическое мироощущение, символический драматизм врубелевских портретов. Он не подымается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. Коровин по–своему выявляет в человеке духовное начало. И здесь художник дорожит правдивостью мгновенного зрительного впечатления, подчеркивая случайность момента жестом, движением, поворотом модели. Но если в ранних портретах оставленное мгновение передается художником как стоп кадр и поэтому носит едва не натуралистический характер, то в 1900 – е годы Коровин умеет выхватить из потока жизни мгновение счастливой духовной наполненности, когда раскрываются дремлющие жизненные и творческие силы человека. В известной мере он наделяет свою модель свойствами собственной личности: страстным жизнелюбием и праздничностью мироощущения, яркостью темперамента.
Говорить о Коровине только как о художнике, наделенном изумительным глазом, было бы не полно. В творчестве Коровина заключено не только колористическое очарование. Коровин – это живописец, создавший целую художественную школу, лидер объединения «Союз русских художников», из которого вышли представители Московской школы; под несомненным его влиянием сложились такие живописцы, как Архипов, Виноградов, Жуковский, и многие другие.
Очень часто широкое коровинское письмо 1910 – х годов путали с импрессионическим методом. В каком смысле Коровина можно считать импрессионистом? Только в том, что он любил и верил в непосредственное, написанное прямо с натуры. И в этом он был большой мастер. Поэтому надо принимать Коровина таким, каков он есть. Он не был художником картины и не стремился создать ее. Он верил в прелесть непосредственного этюда. Это, конечно, не значит – односеансного. И не всегда ему удавалось сразу «сорвать» то, что он видел.
Константин Коровин восставал против попыток поместить его искусство в рамки определенного направления. Вот что он говорил о себе: «Меня называют импрессионистом. Многие толкуют это понятие как стремление художника изолироваться от внешнего мира. А я твердо заявляю, что пишу не для себя, а для всех тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляется вечно меняющийся игре света и тени…».[8]
Молодому художнику главный принцип реализма оказался чужд – повышенное внимание к сюжету, содержанию произведения в ущерб чисто живописным поиском. Для Коровина вопрос «как писать?» всегда был важнее проблемы «что писать?». Любой мотив заслуживал внимания, если заключал в себе хоть искру красоты.
Возможно Коровин не хотел себя признавать импрессионистом, потому что это была защитная реакция на нападки свирепой и пошлой критики, часто использовавшей термины «декадент, импрессионист» для глумления над художником. В этом проявлялось также недоверие мастера, творящего стихийно, спонтанно, ко всякому творчеству, построенному на рецептах, сухих теоретических потугах, рождающих, по его мнению, скучное и большей частью слабое искусство.
Тем неменее есть люди, которые утверждают, что Коровин импрессионист, и что он был создателем национального варианта этого международного направления.
Нелюбовь Коровина к теориям тоже характеристика; ведь импрессионисты, прежде всего, культивировали непредвзятое отношение художника к натуре, к природе. Импрессионизм не создал своей программы в период возникновения и формирования как художественного течения в искусстве Франции в 1860 – 1870 – е годы. Художники, возглавлявшие движение – Клод Моне, Камиль Писсаро, Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, несмотря на разницу индивидуальностей, имели общие устремления не оформившиеся, однако, в виде манифестов и теорий. У них был один принцип: стремление к непосредственной передаче натуры, основанного на мгновенности зрительного впечатления.
В своем живописном методе Коровин не придает особого значения композиционному построению, а идет к нему в процессе работы, уделяя поиску цветовых отношений основное внимание. Живопись Коровина с характерным сочным мазком, обладающая особой прелестью в своей незаконченности, - это, по сути, этюды, превращенные из вспомогательного инструмента художника в самостоятельные произведения, наделенные качеством картинной формы. Непосредственный этюд с натуры, в котором художник должен передавать свое впечатление от нее средствами живописи, - такова была задача, поставленная Коровиным. Являясь изумительным колористом, мастером цвета, Коровин вполне удачно решал эту задачу в портрете.