Коровин работает легко, быстро, порывисто, радостно, весь во власти искусства. К. А. Коровин видит мир по-своему, сквозь свой «магический кристалл»[9]. Краски Коровина звучат, поют, играют. Он воспринимает живопись по-своему. В его живописи ярко отражалось повышенное эмоциональное восприятие мира. Его картины отличаются особой свежестью, они темпераментны, прекрасны неуемной страстью художника. Коровин захвачен искусством до самозабвения, он как будто торопится рассказать людям о том, что он видит, чувствует, переживает. Виртуозность кисти и любование чувственной прелестью мира нарастают в искусстве Коровина. Обладая даром абсолютного зрения, врожденным умением видеть и передать тончайшие цветовые созвучания в их отношениях, Коровин достиг в портрете исключительного богатства колористического построения.
Портреты Коровина живые, благодаря этому приобретают исключительную выразительность, свежесть, трепетность. Выбор точки зрения, передача света и воздуха, движение воздуха пронизывающее картину, вызывает ощущение мгновенно схваченного момента. Иногда работы Коровина трудно отнести к портрету или к пейзажу. В них настолько нивелирована сюжетная основа, что они скорее занимают промежуточное положение между жанром, портретом и пейзажем. Хотя в них и присутствует человеческая фигура, особого значения она уже не имеет, потому что окружающая человека природа вырывается вперед.
В качестве основания в масляной живописи Коровин пользовался исключительно холстом.[10] В зависимости от характера натуры и живописного замысла он выбирал тот или иной тип холста. Некоторые портреты он выполнял на мелкозернистом или среднезернистом плотном льняном холсте с обыкновенным гарнитуровым переплетением нитей, но наряду с ним нередко пользовался подобного же рода саржевой тканью.
Коровин писал преимущественно на грунтовых холстах фабричного изготовления с клеевым, масляным и эмульсионным грунтами, которые вырабатывались на московских фабриках Досекина и Фридлендера. Нередко он пользовался грунтованными холстами французской фирмы Лефрана. В ряде случаев он грунтовал холст сам, пользуясь обыкновенным клеевым или полумасляным грунтом, причем последний приготовлялся на клеевой основе.
Тщательность выбора тех или иных холстов, отличное знание их качеств и строгое соответствие последних методу работы художника обеспечили превосходную сохранность подавляющего большинства его произведений.
Коровин любил писать преимущественно масляными красками в тубах фирмы Лефран, но особенное предпочтение он отдавал превосходным краскам бельгийской фирмы Блокса.[11]
В живописи маслом Коровин не прибегал к точному рисунку карандашом или углем, избегая «связывать» свою кисть предварительным рисунком, чтобы сохранить непосредственность, жизненность и живописную выразительность этюда или портрета. Он был сторонником чисто живописного набросочного рисунка углем или красками, в котором на поверхности загрунтованного холста легко намечался костяк форм задуманного произведения.
Система техники живописи Коровина была основана на лепке и моделировке форм, тонко нюансированным цветом, на выразительных приемах нанесения на холст цветовых пятен – мазков положенных строго по форме. Наиболее ярко это сказывалось в его портретной живописи. Работал Коровин техникой масляной тюбиковой краской allaprima, начиная и заканчивая обычно по сырому. Благодаря совершенству владения техникой живописи allaprima и непосредственному восприятию образа портретируемого с натуры все его портреты обладают незабываемой свежестью передачи модели. В портретах Коровин был непревзойденным мастером необычайно выразительной, быстрой и энергичной этюдной манеры письма. Характерная для Коровина как мастера этюда-портрета техника живописи allaprima требовала от художника не только артистической передачи формы нюансированным цветом и виртуозной системой кладки краски выразительным фактурным мазком.
Непосредственный этюд с натуры, в котором художник должен передать свое впечатление от нее средствами живописи, — такова была задача, поставленная Коровиным. Являясь изумительным колористом, мастером цвета, Коровин вполне удачно решал эту задачу и в портрете и в произведениях иных жанров.
В своей живописи Коровин шел всегда от темного к светлому, артистически умея передавать близкие друг к другу тоновые отношения. Он выискивал на палитре различия между всеми оттенками сначала в теневых местах, затем в полутонах и, наконец, в светах. Эти поиски он вел на палитре и затем с исключительной точностью переносил найденное на холст. Работая методом беспрерывного сравнения и одновременного выявления различий, наблюдаемых им в самой природе, ни на минуту не переставая видеть всю живопись в целом, не пестря и не разбивая единства своего целостного восприятия, художник точнейшим образом наносил красочные тона, полутона и их оттенки на холст, предварительно абсолютно верно найдя их на палитре.
При таком методе работы, построенном на исключительно развитом глазе и чувстве цвета, Коровин достигал в своих произведениях изумительного единства формы и цвета. В основе этого метода лежали не только вдохновение, но и отличное знание ремесла, и совершенное владение техническими средствами живописи, и умение мастера видеть живопись в целом, всю одновременно.
Одной из особенностей техники живописи Коровина является мастерское умение максимально использовать фактуру, зерно и строение ткани холста в процессе работы над произведением. Оставляя отдельные куски холста чуть прикрытыми тончайшим слоем краски, Коровин включает их в создаваемую им живописную ткань произведения, и они, по сути дела, являются полноценными компонентами живописи.
Вторым, не менее важным техническим и живописным приемом лепки формы у Коровина был мазок, фактурно-выразительный, то слегка сглаженный, то плотный, корпусно-положенный, необычайно выраженный фактурно, нанесенный энергичной, экспрессивной рукой художника.
Естественно, что живописная манера Коровина на протяжении многолетий его творческой деятельности претерпевала различные изменения, а главное, его техника, его приемы находились всегда в прямой зависимости от задуманного им живописного решения и стремления наиболее красиво и выразительно создать художественный образ.
В начале 1900-х годов в живописной манере и технике Коровина происходят существенные изменения. В его портретах система кладки красок почти слитным мазком-пятном, тонко стушеванным в переходах, сменяется энергичной лепкой форм выразительными по своей фактуре и корпусно-положенными строго по форме мазками плотных красочных масс. Художник работает преимущественно чистой тюбиковой краской, почти без разжижителя и если и вводит его в красочную пасту, то в очень незначительном количестве, преследуя цель не только изменить консистенцию пасты, сколько придать краске, благодаря добавлению к ней лака, большую силу и выразительность цветового звучания.
В 1919—1921 годах Коровин, сохраняя монолитность красочного слоя портрета, прибегает к лепке форм модели более выразительными по своей фактуре, протяженности и направлению мазками пастозных тюбиковых красок. Одновременно в других произведениях художник вновь возвращается к своей манере письма первого десятилетия XX века, прибегая к технике лепки и моделировки формы свободно и легко нанесенными по форме фактурно выраженными мазками тюбиковых красок и используя при построении красочного слоя фактуру мелкозернистого холста.
И, так все то, что искал и создавал Коровин, не носило характера какого-либо подражания, не было просто данью моде. Весь его творческий путь – был выражением значительных художественных интересов времени. Он открывал новое в искусстве и тем самым обогащал его. Именно это, в первую очередь обеспечивает творчеству Коровина долголетие.
2.2 Сравнительный анализ произведений К.А. Коровина «Дама с лампой» и «Две дамы на террасе»
Произведение «Две дамы на террасе» написанное в 1911г. находится в фонде Государственного художественного музея Алтайского края г. Барнаула (Илл.5). Эта картина была поставлена в 1960г. от МК РСФСР, ранее собрание Е.С. Серг. Прямоугольная работа размером 88х66 см, слева внизу подпись: Конст. Коровинъ 1911.
История замысла этой картины неизвестна, но можно предположить, что для создания этой картины позировали дочери Ф.И. Шаляпина Ирина и Лидия. Коровин и Шаляпин были близкими, хорошими друзьями. Коровин любил, чтобы ему позировали Ирина и Лидия. Например, изображая пушкинских героев, Коровин писал их с Ирины и Лидии, которые должны были вызвать ассоциации с Татьяной и Ольгой. Ирина и Лидия любили смотреть, как работает Коровин: «…Мы как зачарованные слушали и позировали, а Константин Алексеевич рассказывает и пишет, но так энергично кладет мазки, что мольберт вздрагивает».[12] Таким образом, можно предположить, что на картине изображены дочери Шаляпина. Терраса, на которой они изображены, возможно, находится на даче, которую Коровин еще в 1899г. приобрел у С.И. Мамонтова. Ирина писала «У него была прелестная дача… Константин Алексеевич писал там…».[13]
Тема произведения исходит от самого названия картины «две дамы на террасе». В картине нет подробного рассказа о происходящем, так как главное здесь не сюжет, а световоздушная среда, удивительное ощущение неги жаркого летнего дня и прохлады в легкой тени свежей молодой листвы деревьев, под навесом открытой террасы.
Композиция произведения построена профессионально четко. Симметрично построены фигуры дам. Разделив картину пополам можно увидеть равновесие не одна часть не перевешивает другую. Деревянные балки на которых опирается карниз построены точно вертикально. Картина наполнена уловыми фигурами, которые симметрично взаимодействуют с другими. Например, угол карниза террасы при проведении вертикальной линии совпадает с углам стола; другой угол карниза совпадает с углом платья одной из дам.