Смекни!
smekni.com

Особенности развития культуры в России (стр. 2 из 2)

32 Перестройка культуры в России конца 20в.

Культура в годы перестройки и постсоветской период Новый этап развития культуры пришелся на годы перестройки (1985 1991), в ходе которой развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. Завершающий современный период(1992 по настоящее время) можно обозначить как переходный: Россия в произошла настоящая культурная революция. главная причина обвала советских ценностей заключалась в неготовности общества защищать традиции социалистической культуры. Для значительной части населения культура оставалась закрытой системой.

В 1987г партийно-государственное руководство СССР страны провозгласило политику управляемой гласности, ограниченной «социалистическими рамками». Постепенно традиционная идеологическая опека над средствами массовой информации была сначала ослаблена, а позднее естественным образом утрачена.1990 Закон о печати в, котором декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. В конце ХХ в российские зрители впервые получили возможность увидеть отечественные «полочные» фильмы, ранее недопустимые. Одновременно все более углублялся раздел молодежной средой и старшим поколением. Выступления популярных звезд эстрады, рок групп, спортивных клубов и сектантских религиозных проповедников стали собирать массовые молодежные аудитории. Происходит быстрое и резкое расслоение общества. ЗОЖ не ценится цисло молодых воспитанных людей резко сократилось. Накопления к пределу подошло взрывоопасной соц. Энергии. Нормальные луди зовутся второсортными и приняв свою участь тихо выживают оказывая редкие способы сопротивления.

29 Искусство периода Великой Отечественной войны и его вклад в разгром фашизма.

Главным направлением идеологической работы стало укрепление единства советского общества, дружбы народов СССР и патриотизма. на первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать. Руководство культурной работой страны осуществляли Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), главное политическое управление Красной Армии, Комитет по делам искусств при СНК СССР, Всесоюзный комитет по делам высшей школы, Отдел науки ЦК ВКП(б), отделы культуры ВЦСПС и республиканские наркоматы просвещения. С первых дней войны возросло значение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках.

Интенсивно шла эвакуация учреждений культуры. Тесные связи культур способствовали их взаимообогащению. Война нанесла колоссальный урон отечественной культуре. Разрушены 430 музеев из 991, 44 дворцов культуры и библиотек, разграблены дома музеи. Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закаленных войной, перенесших ее тяготы с надеждой на лучшее будущее. У людей укрепилось чувство собственного достоинства, расширился кругозор: впервые советский человек увидел европейские страны такими, какими они были в действительности, а не в изображении средств массовой пропаганды.

Однако какой бы справедливой война не была для народа, она ухудшила психологический климат общества. Участие людей в массовых истреблениях, обесценение человеческой жизни, пьянство, детская беспризорность, разрушение семей все это создавало множество серьезных проблем. В годы ВОВ более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Мусса Джалиль, П.П Вершигора, А. Гайдар, А.Суриков, Е.Петров, А.Бек, К. Симонов, М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь», «Вставай, страна огромная!» эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики. Образы защитников Ленинграда создали О.Бергольц («Ленинградская поэма») и В. Инбег («Пулковский меридиан»). Сталинградской битве посвещены повести К. Симонова «Дни и ночи» и В.Гроссмана «Направление главного удара». О героизме тружеников тыла говорилось в произведениях М. Шагинян и Ф.Гладкова. Огромной популярностью пользовались поэмы «Василий Теркин» А.Твардовского, «Зоя» М. Алигер и роман А.Фадеева «Молодая гвардия». Публицистика тех лет предоставлена статьями К. Симонова, И.Эренбурга.