Смекни!
smekni.com

Особенности современной субкультуры (стр. 2 из 2)

И еще – важный момент. Вхождение ребенка в группу нередко обуславливается его ощущением одиночества, невниманием и непониманием со стороны родителей. Группа для подростка выполняет компенсирующую функцию, помогая ему почувствовать свою значимость. Понятно, что жизнь современного человека слишком загружена разнообразными делами и обязанностями. Но все же взрослым стоит задуматься: а достаточно ли внимание они уделяют своим детям? Ведь порой дефицит общения обходится слишком дорого.

Одно из самых старых течений – хиппи, или «Система». По существу, оно уже стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). это движение возникло в 60-х гг. прошлого века на Западе среди подростков и молодежи как протест против «грязной войны во Вьетнаме», основоположниками движения хиппи стали такие музыканты, как Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин[4;26].

Ныне это движение переживает далеко не лучшие времена, его популярность в молодежной среде заметно снизилась. Однако и сегодня можно встретить на улице молодых людей в подчеркнуто неряшливой одежде, украшенных многочисленными «фенечками», со странным взглядом, одновременно выражающим доброжелательность к окружающему миру и отгороженность от него.

Хиппи – группы свободные и открытые. Они благожелательно принимают всех, что оказывается особенно привлекательным для подростков, не находящих понимания в своей семье. Среди хиппи широко распространено исповедование восточной философии буддизма, кришнаитства[8;49].

Именно в среде хиппи произошло зарождение и формирование психоделической философии, ставшей сегодня основой идеологии наркогенной субкультуры.

В конце 70-х гг. в Англии возникло новое движение – панки (от лат. punk – гнилушка, гадина) [6;49].

В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присуще активное, злое отвержение общепринятых норм и ценностей, традиционной культуры. Их вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. «В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленях, со шпильками в ушах и кольцами в носу, ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа они вышли на улицы городов…»[11;57].

Постепенно складывались идеология панка и формы его музыкального самовыражения проявившееся как в жестком звучании и внешней простоте и доступности, так и в манере игры – «гаражные» записи производились на самостоятельных инструментах.

Основная мораль панков заключалась в следующем: «Все люди гадины! Будь таким же и ты и так же относись к людям!» проповедовалось насилие во всех формах. Использование наркотиков для панков – один из вариантов выражения протеста против «добропорядочного общества».

В начале 90-х гг. прошлого столетия в Северной Америке появилась новая разновидность панк-рока – гранж. Страсть к саморазрушению была доведена до основателями стиля – группой «Нирвана» - до крайней степени.

Объединяющая идея рока металлистов – увлеченность музыкой в стиле «тяжелый рок». Эта музыка отличается громкостью и усиленным ударным ритмом. «Тяжелый» рок способен оказывать воздействие на психику человека. По словам подростков, под звуки рока они начинают «кайфовать», испытывая сильнейшие и приятные эмоциональные переживания[4;24].

Внешняя атрибутика – неотъемлемая часть металлистов. Они носят множество металлических украшений, символизирующих протест против старшего поколения, которое предпочитает драгоценные камни и металлы.

Металлисты приветствуют друг друга условным знакам – «позой»: поднятой правой рукой с оттопыренным указательным пальцем и мизинцем и словами «Хеви металл» [2;53].

Применение одурманивающих веществ среди металлистов связанно с прослушиванием музыки. Считается, что под «кайфом» происходит более глубокое ее восприятие. Наркотики, по мнению поклонников рока,- необходимое средство для написания «настоящей музыки». Поэтому многие подростки, входящие в эту группировку, начинают использовать одурманивающие вещества из подражания своим кумирам – композиторам, исполнителям[8;48].

Фанаты, или фенсы, представляют собой страстных почитателей какой-либо эстрадной группы, исполнителя и т.п. они сопровождают своих кумиров в поездках, собирают их автографы, ищут личного знакомства, стараются во всем подражать, не отделяя «белое» от «черного».

Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития.

Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. Группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу. Позитивное отношение у подростков чаще вызывают группы экстремалов, скинхедов, рэперов, панков и футбольных фанатов[3;21].


Заключение

Сегодня в мире сложилась ситуация, когда существуют как бы два полюса культуры: на одном массовая, коммерческая, на другом – «высокая», интеллектуальная между ними существует как внешние, так и внутренние связи. Влияние обоих на молодежь очевидно. Исследователи отмечают, что массовая культура резко отличается от прежних форм тем, что она в большой степени, нежели элитарные формы, опирается на достижения самой передовой технологии. Кроме того, в сфере массовой культуры активно используются потенциалы социологии, менеджмента, психологии, политологии. Скажем так: массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс молодежи с использованием новейших достижений техники[7;94].

Дети понемногу и незаметно вырастают. Раньше, дома и в начальной школе, они слушали родителей, учителей которые были для них опорой, и «окном» в мир. Лет с десяти ребенок переходит в ту особую социальную и возрастную группу, которую называют подростки, тинэйджеры, молодежь, - среду, важную для формирования человека и трудную для родителей и учителей в педагогическом и социально-психологическом плане. Подростки начинают более активно осваивать мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и совместная деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо, так как является мощным фактором развития, адаптации к окружающей социальной действительности[13;12].

Подростка отличает от большинства взрослых неразвитое, слабое чувство ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм, закона, за выполнение работы, в отношениях с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым, то есть нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях[2;50].

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в 20в. В силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей[5;7].

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми[11;77].

Литература

1. Алексеевский, М. Субкультура панкеров: генезис и вектор развития// Знание сила. – 2006. - №6 – С.109-117.

2. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. – 2007. - №5. – С. 49-53.

3. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №4. – С. 20-25.

4. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №5. – С. 23-26.

5. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках//Вопр. психологии. – 2006. -№4. – С. 3-14.

6. Дысютина, О. Панк в России 90-х: протест или товар?//Философские науки. – 2003. - №64. – С. 32-50.

7. Жиляев, А.А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи// Вопр. лит. – 2007. - №3. - С.87-96.

8. Ладатко, А. В союзе с неформалами//Воспит. школьников. – 1990. - №3 – С. 48-49.

9. Маркеева, А.Н. Неформальные молодежные объединения и подростковый наркотизм// Биология в шк. – 2006. - №2. - С. 56-61.

10. Молодежная культура как объект исследования // Доп. Образование и воспитание. -2007. – №1. – С. 83-86.

11. Неформальное молодежное движение: динамика развития//Соврем. педагогика. – 1990. - №7. – С.74-78.

12. Румянцев, О.К. Культура и культурология: тенденции и проблемы// Философские науки. -2002. - №4. – С.87-103.

13. Федотова, А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач. шк.: Плюс до и после. – 2004. - №3. – С. 11-15.

14. Щекочихин, Ю. Члены неформальных объединений сами о себе// Воспит. школьников. 1988. - №5. -С. 53-58.

15. Чурбанов, В. Вечный треугольник культуры//Наше исследование. – 1990. - №5. – С.133-136.