Во-первых, многие руководители регионов значительно острее федеральных чиновников ощущают надвигающийся культурный кризис, а потому прилагают значительные усилия для развития культуры в регионах.
Во-вторых, средства массовой информации на местах проявляют высокий интерес к культурным событиям.
Представляется важным налаживание системного взаимодействия с местными средствами массовой информации, создание различных информационных поводов для пропаганды исполнительства на музыкальных инструментах. Вакуум, искусственно созданный в освещении культурной жизни страны центральными средствами массовой информации, необходимо заполнять в местных средствах массовой информации.
Организация просветительских мероприятий в сфере влияния музыкальных школ всегда считалась важным направлением в работе. На сегодняшний день необходимость подобной работы только увеличилась. Расширению социальной базы исполнительства на инструментах могут способствовать любые мероприятия, особенно если они становятся открытыми и выходят за границы учебного заведения. Опыт работы многих школ доказывает высокую эффективность в пропаганде исполнительства, когда преподаватели и учащиеся участвуют в общегородских мероприятиях.
Одним из механизмов модернизации музыкального образования, а значит изменения его социального имиджа, является, с одной стороны, интеграция с ресурсами новых информационных технологий и, с другой стороны, выработка инновационных методов обучения на пересечении этих двух отраслей. Необходимо признать, что учитывая все большее влияние современных технологий на формирование информационной среды, внедрение компьютерных технологий в школах значительно возрастает роль Интернета в пропаганде музыкального образования. Современные учащиеся школ являются одними из самых активных его пользователей. Поэтому представляется необходимым создание и продвижение в Интернете сайтов школ для того, чтобы эффективно представлять свои образовательные программы и проекты. Дизайн и стиль этих сайтов могут быть не просто официальными, а ориентированными на современные тенденции в разработке Интернет-ресурсов.
Однако повсеместное развитие данных направлений замедляется следующими реалиями музыкального социума:
- в противоположность системе общего образования, где осуществлена техническая информатизация образовательного процесса и успешно внедряются альтернативные методики с использованием мультимедийных средств, музыкальная общественность еще психологически не готова к применению компьютерных технологий в музыкальном пространстве, что инициирует для музыкальной системы ситуацию аутсайдера на рынке образовательных услуг;
- сложившаяся ситуации связана с некомпетентностью самих преподавателей в сфере компьютерных технологий, подчас не владеющих элементарными навыками компьютерной грамотности;
- низкий уровень компьютерной оснащенности образовательных учреждений в сфере культуры и отсутствие разработанных методов и форм в использовании новых информационных технологий.
Кроме того, в представлении большинства людей, не принадлежащих к среде музыкантов, компьютерные технологии – и в том числе дистанционное обучение – так же несовместимы с музыкальным образованием.
Сформировавшиеся стереотипы не соответствуют современному уровню информационного прогресса в обществе. Множество открывающихся технических возможностей смогут обогатить деятельную практику не только педагога, но и ученика, вовлекая их в процесс взаимного сотворчества.
Объединение музыкальной и компьютерной отраслей поможет наиболее эффективно осуществлять возложенные на музыкальное образование обязанности, воспитывая не только креативные способности учащегося при помощи музыкальных дисциплин, но и актуальные в современном обществе стратегическое мышление, нестандартный подход, инновационность и мобильность.
Не менее важной задачей является создание имиджа музыкальной школы, как современного динамично развивающегося учебного заведения. Важно использовать убедительные аргументы в пропаганде обучения в музыкальной школе.
Например, востребованность исполнителей на народных инструментах в концертных организациях, коллективах и преподавателей в учебных заведениях очень высока. Наблюдается реальный дефицит кадров этих специальностей на рынке труда. Интересно собрать и проанализировать имеющиеся вакансии рабочих мест преподавателей и исполнителей на народных инструментах в учебных заведений и концертных организаций. Создание такой базы данных помогло бы и в отстаивании наших интересов, и в пропаганде исполнительства, и в поднятии престижа профессии. Молодость жанра позволяет музыкантам работать сразу во многих направлениях исполнительства, что обеспечивает высокую востребованность. Большие возможности открываются на рынках Европы, Америки, Ближнего Востока и других регионах. Это связано с тем, что российская система музыкального образования является одной из самых конкурентных в мире. А обучение на струнных народных инструментах является вообще эксклюзивным.
Необходимо обратить самое пристальное внимание на обучение детей-сирот. Этот контингент является серьезным резервом для пополнения рядов учащихся музыкальной школы. Опыт работы в подобных учреждениях показывает высокую эффективность обучения игре на музвкальных инструментах, безусловную социальную значимость подобной работы и высокий процент учащихся, выбравших своей профессией именно исполнительство на музыкальных инструментах.
Наконец, необходимо способствовать реформированию программы предмета «музыка» в общеобразовательных школах. Содержание и формы обучения по данной дисциплине менялось много раз. Одно время главным направлением считалось хоровое пение, что было не всегда оправданно в связи с тем, что далеко не все учащиеся могут петь в хоре. Затем было предложено проводить уроки музыки по принципу «слушаем-обсуждаем», но оказалось, что пассивное восприятие музыки даже с интересными комментариями педагога не дает должного эффекта в музыкальном воспитании учеников.
В недрах министерства образования неоднократно озвучивалась идея о том, что в российских школах необходимо вводить программы занятости учеников в течение всего дня. Эту необходимость связывают с тем, что многие родители настолько заняты на работе, что не могут заниматься детьми после школы. В связи с этим весьма правильным и полезным представляется создание в системе «полного дня» школьных оркестров или ансамблей русских народных инструментов. Это могло бы стать хорошей формой музыкального, эстетического и патриотического воспитания учеников, пропаганды национальной культуры. Думается, что музыкальным училищам жизненно важно налаживать контакт с общеобразовательными школами и, в прямом смысле слова, идти в школы, привлекая к этой работе преподавателей музыкальных школ и учащихся.
Понятие «имидж» как и большинство категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств музыкальной школы, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ музыкальной школы, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления, отношения и оценки, которые необходимы самой школе. Но имидж формируется независимо от того, занимаются этим целенаправленно или нет. Лучше, если этот процесс ведется осознанно.
При работе над имиджем музыкальной школы им. А.Н. Скрябина как и любого другого образовательного учреждения в сфере культуры необходимо соблюдать определенные принципы.
Во-первых, следует ответить на вопросы о миссии, целях, ориентирах, приоритетных направлениях деятельности образовательного учреждения в сфере культуры.
Во-вторых, определиться с целевой аудиторией образовательного учреждения в сфере культуры. Знание конкретных особенностей каждого целевого сегмента позволит наиболее эффективно организовать работу с ним, причем не только с точки зрения особенностей построения эффективного имиджа, но и продвижения своих образовательных услуг, выбора стиля, сувенирной продукции.
Особое внимание следует уделить индивидуальным особенностям музыкальной школы. Если таковых нет, то, может быть, стоит подумать над их разработкой. И хотя мы не рассматриваем музыкальную школу им. А.Н. Скрябина как участника конкурентной борьбы, можем согласиться с тем, что однотипные учреждения в сфере культуры, расположенные в соседних районах, могут отличаться друг от друга радикально.
Важный момент при определении индивидуальных особенностей музыкальной школы им. А.Н. Скрябина – вопрос о руководителе. В российской практике большинство образовательных учреждений в сфере культуры - учреждения лидерского типа. И очень часто директор музыкальной школы – явный лидер, его роль весьма существенна в позиционировании музыкальной школы. В этом случае стратегия построения имиджа выстраивается таким образом, что интервью дает только директор, его фотография обязательно присутствует на сайте музыкальной школы и рекламные буклеты, если таковые выпускаются, тоже с фотографией руководителя. Другой стратегии разумнее придерживаться, если образовательное учреждение в сфере культуры позиционируется как система, тогда руководитель остается в тени и весь инструментарий работает на ценности системы.
Для поддержания устойчивого положительного имиджа музыкальной школе необходимо использовать PR – технологии. Исторически сложилось, что сфера ответственности за формирование имиджа пересекается с основной целью и объектом деятельности связей с общественностью. Существуют разные подходы к пониманию сущности связей с общественностью как сферы деятельности - это «часть маркетинговой коммуникации», «часть журналистики», «PR – реклама», «теория и практика отношений между организацией и обществом». Но главным образом, смысл деятельности PR сводится к формированию благоприятного имиджа организации и нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. При этом, PR может использовать отдельные технологии маркетинга - исследования, рекламу, методы стимулирования интереса к организации. Специально приглашенные люди могут выполнить заказ по формированию имиджа, но нужна не акция, а постоянная работа по совершенствованию имиджа, с учетом все временных составляющих.