Искусство Древней Руси многим было обязано Византии, но ее церемониалы, пышность, официозность, утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы.
Византийские художественные традиции быстро трансформировались в духе большей демократичности, простоты, даже простонародности.
В русском средневековом искусстве нет ни острого драматизма, характерного для готики, ни ее разнообразия композиций, мотивов, предметов изображения.
Русское искусство более устойчиво в своей иконографии - как всякий эпос, оно дорожило целостностью старинного предания и бережно его охраняло.
Светлые начала, заложенные еще в эпоху Киевской Руси, оказались стойкими, прошли через века, выдержали тяжелые испытания в период зависимости Русского государства от Золотой Орды.
Если в готике образы святых и мучеников воплощают страдания и смуты настоящего, то в русском искусстве лейтмотивом является величавая народная легенда, полная затаенных воспоминаний о славном прошлом, стойких надежд на победу добра, стремления к благообразию жизни.
От византийско-русского искусства Киевской Руси пошло уже собственно русское искусство отдельных княжеств - земель Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской и др. В XII - начале XIII вв. русское искусство было самостоятельным и зрелым. Нашествие татаро-монголов и почти 200 лет длившегося иноземного ига затормозили его развитие почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были данниками Золотой Орды и успешно отразили агрессию ливонских рыцарей. Но даже в этих северо-западных русских землях на десятилетия замерло каменное строительство.
В XII столетии художественное первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству - сопернику и преемнику Киева, претендующему на роль общерусского центра. Его процветание при Андрее Боголюбском (ок.1111-1174) и Всеволоде Большое Гнездо (1154-,1212) длилось недолго, но вызвало к жизни прекрасную архитектуру, настолько своеобразную, особенно по своему декору, что исследователи "сбились с ног, разыскивая его прообразы и прототипы - ив Византии, и в романском искусстве, и на Востоке. Некоторые черты общности есть - со всеми, но суть в том, что оно совершенно самобытно и неповторимо".
Расцвет русской иконописи приходится на XV век и связан прежде всего с именем Андрея Рублева. В целом XV столетие можно считать "золотым" веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой.
Возглавив собирание русских земель, борьбу с Золотой Ордой, Москва также аккумулировала и культурные традиции.
Христианство пришло в Россию не только как религия, но в как мировоззрение, охватывая различные стороны жизни. С точки зрения развития русской философской мысли, важно отметить, что философские интересы укладывались в рамки религиозного мировоззрения Особенностью русской духовной жизни является то, что процесс секуляризации - "обмирщения" философской мысли, отделения ее oi религиозного сознания происходил в недрах церковного сознания и вне его, но не в противопоставлении себя ему, как в Западной Европе.
Для русского восприятия христианства существенно трезвое чувство "нераздельности", но и неслиянности мира Божьего и человеческого. Образ света ~ излюбленный в русском религиозном сознании. Поэтому праздник Пасхи, как праздник торжества света пар тьмой, - один из любимых и главных праздников на Руси (для католиков таким является Рождество Христово).
Русское религиозное сознание также отличает первостепенная значимость морального и социального начал. Обличение житейской неправды - главное содержание церковной литературы XII-XIV вв., не оно соединено с верой в преображение жизни силой Божией.
Огромный интерес представляют возникшие в конце XV в церковно-богословские разногласия между сторонниками последователя Сергия Радонежского заволжского старца Нилг Сорского - нестяжателями и приверженцами Иосифа Волоцкого - иосияфлянами. Как будто бы спор велся о церковных имуществах: Иосиф Волоцкий горячо защищал церковные имущества во имя социальных задач церкви и это было связано с принципиальным сближением церковного и государственного бытия (что наметилось уже в XVв).
Нестяжатели задачу церкви в отношении к государству мыслили как молитвенную заботу. Позже эти направления оказались основой двух типов религиозно-философской мысли.
Одна из главных характеристик культурно-исторического процесса в XVII в. - начало разрушения традиционного средневекового мировоззрения, начало секуляризации культуры, освобождение ее из-под духовного диктата церкви.
Эти тенденции особенно сильно проявились в литературе, в живописи, а также в произведениях исторической и общественно-политической мысли. С ростом международных политических и экономических связей России расширялись ее культурные контакты с Западной Европой. С западноевропейской культурой русские люди знакомились, побывав за границей. К тому же усилился приток иностранцев в Россию: это были купцы, военные специалисты, поступившие на русскую службу. Слободы торговых и служилых иностранцев существовали в Москве (более 1000 человек в середине XVIII в), Вологде, Нижнем Новгороде, Архангельске, Астрахани, Холмогорах, Туле. Проникновение западных веяний особенно усилилось во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676), после воссоединения Украины и России в 1654 г[11].
Ученые украинские монахи вошли в ближайшее окружение царя, оттеснив ревнителей старины, среди которых был и такой яркий человек, как глава старообрядчества протопоп Аввакум (1620 (или 1621) - 1682).
Сущность раскола русской православной церкви неверно сводить к разногласиям по поводу церковных обрядов и исправления церковных книг, - это лишь внешние символы. Старообрядчество по своим устремлениям было историософично. Исследователь истории русской православной церкви А.В.
Карташов, давший глубокую характеристику раскола, отмечал, что в старообрядчестве разрядилось то напряжение русского духа, которое сделалось осью его самосознания и сводилось к идее третьего Рима, т.е. к мировой миссии охранения чистоты истины православия.
Эсхатологические мотивы имели большое значение в средневековом сознании, поэтому для старообрядчества решался не местный, не провинциальный вопрос, а вопрос всей мировой истории: судьбу мира, конец истории они связывали с судьбами России. Старообрядцы боялись заражения церкви мирским духом.
"Русский народ, - замечал А.В. Карташов, - увидел в христианстве откровение о пришествии Спасителя на землю и о создании силою церковного благочестия вместо этого грешного, нечистого мира, другого, сплошь святого".
Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры.
1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей "при дороге". Русская культура тоже "при дороге", она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.
2. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.
3. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.
Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А.С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.
4. Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали "характером русского народа". Об этом писали все исследователи "русской идеи". Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива "вера-знание", "вера-разум" решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить".