Смекни!
smekni.com

Отечественная культура конца 19-го - начала 20 вв. Основные тенденции развития и вклад в мировую культуру (стр. 2 из 4)

Характерные стилистические отличия футуризма от других течений – эксперименты со словами, с рифмой и ритмикой; бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат. В некоторых случаях русская речь практически заменялась набором бессмысленных слов.

Родоначальниками русского футуризма считаются « будетляне» (термин образован от глагола «будет»), члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» ( Владимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк) в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощечина общественному вкусу». Этот манифест призывал «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с корабля современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в его объеме произвольными и производными словами

2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования

Как и другие модернистские течения, футуризм имел внутренние противоречия. В наиболее значительную футуристическую группировку, впоследствии получившую название кобофутуризма, входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, В. Маяковский и другие. С другой стороны была группировка эгофутуристов, лидером которой был И. Северянин. Для эгофутуризма, помимо прочих черт, была характерна некая рафинированность ощущений, использование новых иноязычных слов и показной себялюбие.

Футуризм оказался творчески продуктивным – важным следствием исследований футуристов стало осознание того, что непонимание или не полное понимание в искусстве – не всегда проблема, а порой необходимое условие для полного восприятия. Приобщение к искусству воспринимается как труд, сотворчество, зритель или читатель больше не пассивен, он не потребляет искусство, а активно осмысливает его и добавляет что-то новое.

4) Имажинизм

От футуризма произошло так же течение имажинизма, представители которого утверждали, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творчества имажинистов характерны эпатаж и анархические мотивы.

Как поэтическое движение имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена», кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.

В 1919—1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве. Устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—1924), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками.

Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу. Летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

К последователям имажинистов, или «младшим имажинистам», относилась поэтесса Надежда Вольпин, известная также как переводчица и мемуарист.


5) Сатирическая поэзия

На стыке веков, во время «революционных преобразований» сатирико-поэтической области тоже происходили если и не революционные, то все же изменения. Модернистские веяния, о которых я говорила выше, не только формировали новые течения, но и оказывали существенное влияние на уже сложившиеся.

1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков, а с девятого номера этот пост перешел к писателю-сатирику, драматургу и журналисту Аркадию Тимофеевичу Аверченко.

«Сатирикон» был изданием веселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст соседствовал с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались представители власти, черносотенцы. «Сатирикон» привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Ведь глупость везде остается глупостью, пошлость — пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят «сатира лирическая», самоирония, позволяющие раскрыть характер «изнутри». Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.


Изобразительное искусство

Пришедший из Европы модернизм в России получил множество ответвлений и интерпретаций. Одни жанры получили широкое распространение, история развития других содержит всего несколько фамилий художников. Тем не менее, изобразительное искусство того времени, как и литература, изобилует новыми методами и формами.

1) Импрессионизм

Невероятно популярное в Европе и сегодня, течение, подарившее мировой культуре столько великих имен, не обошло стороной и Россию. Влияние импрессионизма испытали Константин Коровин, Валентин Серов и Игорь Грабарь и многие менее известные художники. «Русский импрессионизм» имеет ярко выраженную национальную окраску, что так отличает его от традиционного французского импрессионизма. Многие советские художники обращались к импрессионизму, несмотря на то, что он был признан «формалистическим течением» и говорить об этом методе в творчестве кого-либо художника означало нанести ему оскорбление или даже обличить в жуткой ереси.

Черты «впечатления» в работах русских художников, которых искусствоведы относят к импрессионизму, увидеть сложнее, чем в работах их «коллег» из других стран. Полотна европейцев ярче, провокационней и свежее; полотна же русских художников сдержанней, однако гармоничней. Они чаще всего перенимают у западных художников метод нанесения мазков, искажение и усложнение композиций и новаторство цвета, однако используют это в более мягкой форме.


2) Авангард

В русской художественной критике слово «авангард» впервые употребил Александр Бенуа в 1910 г. в статье о выставке «Союза русских художников», где осудил «авангардистов». К нему можно отнести различные новаторские направления в российском искусстве, обозначавшиеся терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм» и др. Я уже упоминала эти термины, говоря о литературе. Существует несколько авангардистских направлений:

а) Абстракционизм. Это направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, основавшие в 1910—1912 гг. «лучизм», и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».

б) Лучизм

Относится к абстрактному искусству, основан на вмещении световых спектров и светопередаче. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники «Ослиного хвоста»(художественное объединение, организованное Ларионовым и Гончаровой, по названию одной из картин на выставке в Париже, написанной хвостом осла). Особое развитие лучизм получил в творчестве С.М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.