Смекни!
smekni.com

Отечественная культура конца 19-го - начала 20 вв. Основные тенденции развития и вклад в мировую культуру (стр. 4 из 4)


Музыка. Театр

Конец 19 начало 20 столетия стал не менее богатым в музыкальном плане периодом, чем предыдущие, а так же стал чуть более сложным. Особого перелома в этом виде искусства не было, продолжали деятельность композиторы 19 века, их традиции продолжали более молодые авторы, обладавшие более свежим взглядом на вещи. Произошли жанровые изменения: опера, занимавшая главное место в русской музыке более 100 лет отошла на второй план, а балет, наоборот, возвысился. Дело П.И. Чайковского – создание прекрасных балетов продолжил Александр Константинович Глазунов – автор “Раймонды” “Барышни-крестьянки”. Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “Степан Разин”. Сергей Иванович Танеев сочиняет симфонии, фортепианные трио и квинтеты. Среди молодого поколения музыкантов были композиторы нового типа. Они писали музыку по-новому, иногда даже резко. К ним относятся Скрябин, чья музыка покоряла своей силой одних, и пугала своей новизной других, и Стравинский, чьи балеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекали внимание всей Европы. В годы 1-й мировой войны на русском горизонте восходит еще одна звезда - С.Прокофьев. Через музыку, как и через все русское искусство, проходит тема ожидания великих перемен, которые происходили и влияли на культуру.

Особое место в мировой культуре заняли русские музыканты и певцы, находившиеся в эмиграции. С неизменным успехом в странах Европы и Америки проходили гастроли композитора и пианиста Рахманинова, виртуозно исполнявшего собственные произведения и произведения западных композиторов. Ф.Шаляпин, выдающийся русский бас, удачно сочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступая на сценах лучших театров мира пропагандировал русское искусство и творчество Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Рубинштейна.

Серебряный век – не только время взлета поэзии, но и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце 19 века сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась многообразием приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 году открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903г.- Московский Художественный театр), основателями которого были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, новаторы театрального искусства.

Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю «казенщину», увлечь общностью интересов все художественные силы – так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович- Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» Грибоедова, «Месяц в деревне» Тургенева, «Синяя птица» Метерлинка, «Гамлет» Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было прежде всего обусловлено его демократической сущностью.

Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера Фокина. Одним из создателей «Мира искусства» Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже – выступления артистов русского балета (1909-1911гг) Эти выступления стали триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически сливается с музыкой и живописью. Успех Русских сезонов связывают с именем М. Фокина – балетмейстера и художественного руководителя труппы. Его лучшими постановками были «Петрушка», «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь».

В 1904г. талантливая русская актриса В. Комиссаржевская организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия – пьесы Горького, Ибсена, Метерлинка.

Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге. К концу 19 века на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, в начале 20 века сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, возникли белорусский и татарский театры.


Заключение

Делая вывод о культуре рубежа 19 и 20 веков, я бы хотела еще раз подчеркнуть огромное разнообразие методов, видов, течений и мнений. Серебряный век – одна из самых насыщенных культурных эпох нашей страны. И хотя первопричина возникновения всех этих течений практически одна – смена веков, чувство больших перемен, необходимость отобразить свое отношение к этому – многообразие взглядов на эту первопричину ошеломляет. Говорят, сколько людей – столько и мнений. Эта фраза очень точно характеризует этот период русской культуры.

Серебряный век стал веком тесного переплетения русской культуры с культурами других стран. Влияние западных деятелей культуры, прежде всего, итальянских и французских, вдохновила русских на создание собственного самобытного восприятия; Российская же культура стала новшеством, быстро вошедшим в моду в Европе. Недаром таким уважением и спросом пользовались русские поэты и художники-эмигранты, которые, даже покинув Россию, оставались ярчайшими представителями ее особого культурного фонда. Это не могло не повлиять на взаимоотношения между странами. Войны сеяли раздор, культура заново собирала вместе разорванный на лагеря мир. Художник – человек, не принадлежащей конкретной стране, но целому миру, поэтому достижения русских художников того периода были шагом вперед не только для нашей страны, но и для всего мира.

Русская культура внесла разнообразие на улицы Европы, идеи русского искусства стали развивать в других странах, рождая еще более совершенные идеи – это как бесконечный круговорот мысли и формы, который то уничтожает старое, то вновь возрождает его.

Серебряный век был ничуть не менее плодотворен, чем так называемый «Золотой век» русской культуры. В эту эпоху произошло столько изменений, и незначительных, и переломных; эти годы отмечены жизнью действительно неординарных людей, избравших борьбу за новое, или скорбящих по старому. Стирая рамки времени и места, стирая условности, каноны, совершая эксперимент над всем, приходит к какому-то пониманию себя художник того периода. Несмотря на скорое появление тоталитарного строя, художник на стыке столетий был свободен в своем творчестве увековечить себя, а не человека, сидящего перед ним. И это принципиально новый подход к творчеству – гораздо больше полагаться на собственные мысли, чем на чей-то заказ и шаблон.

Нельзя не отметить торжество субъективности, личности, человечности в любом понимании. Будь то человек-зверь, человек – часть общества или человек- символ чего-то большего, он все больше проявляется отовсюду, заговаривая со зрителем, читателем или слушателем. Постепенно уходят некоторые рамки приличия, люди становятся чуть раскрепощенный и поэтому ближе друг другу, и в этом заслуга искусства. Торжество интеллекта; новых, более «изящных» тем, отличных от прежних, национальных или исторических мотивов, также дает некоторое ощущение свободы. Может, именно из-за этого полета фантазии Серебряный век стал таким значительным и популярным среди не только русских, но и иностранных ценителей искусства.


Список использованной литературы (ресурсов интернета):

1) Сайт Википедия (ru.wikipedia.org)

2) Учебник Мировой Художественной Культуры, 11 кл. Даниловой Г.И. Дрофа 2007.

3) «Культурология. История мировой культуры». Под редакцией А.Н. Марковой. Москва 2005.