Смекни!
smekni.com

Отечественная культура конца 19-го - начала 20 вв. Основные тенденции развития и вклад в мировую культуру (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – НИНХ

Институт Международных отношений и права

Кафедра Международных отношений

РЕФЕРАТ

По теме «Отечественная культура конца 19-го - начала 20 вв. Основные тенденции развития и вклад в мировую культуру»

Новосибирск, 2009


Введение

В России конца 19-начала 20 вв. в период «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов, произошли глубокие и серьезные изменения в искусстве, определившие новые и уникальные пути его развития.

С одной стороны, искусство того времени – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить наследие прошлого. Никогда прежде художник не был так свободен в своем творчестве – создавая картину мира, он получал реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Культура конца 19 – начала 20 столетий многогранна. Порой она представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Пережитые потрясения, войны, перемены в социальной структуре, веяния новых ценностей и стремлений Запада, все большая заинтересованность общества в науках и искусстве – все это сильно повлияло на развитие культуры того времени. Прилив творческой энергии, появление новых жанров, изменение и усложнение тем произведений стали началом новой эпохи, которую называют Серебряным Веком.

Данный период до сих пор представляет огромный интерес как для профессионалов, так и для обычных любителей искусства. Моя цель – по возможности подробно рассмотреть литературу, изобразительное искусство, архитектуру и театральное искусство той эпохи, так как эти направления культуры дают наиболее точное понимания сути Серебряного века. Я бы хотела рассмотреть и классифицировать основные течения, выделить из них специфические жанры и описать их наиболее яркие черты. Также моей задачей является перечислить основных культурных деятелей, внесших вклад в развитие того или иного вида искусства.


Литература конца 19-начала 20 веков

1) Символизм

Начало эпохе Серебряного века было положено символистами; символизм стал первым значительным модернистским течением в России. Все изменения в литературе, новые школы и течения отчасти находятся под его влиянием, даже те, которые созданы в противоречие ему. В русском символизме нет единства концепций, он не имел ни единой школы, ни единого стиля, выражался он в обилии способов самовыражения. А объединяло символистов недоверие к обыденному и банальному, желание выражать свои мысли через символы и аллегории, будь то изобразительное искусство или литература; желание предать своему творению еще более туманную, неоднозначную окраску.

Изначально, русский символизм имеет те же корни, что и западный – «кризис позитивного мировоззрения и морали». Стремление заменить мораль и логику эстетикой, положение о том, что «красота спасет мир» стали основным принципом ранних русских символистов, в противовес идеологии народничества. В конце 19 столетия интеллигенция и богема, с некоторой тревогой взиравшие в будущее, не сулившее ничего хорошего, восприняли символизм как глоток свежего воздуха. Он становился все популярней и популярней, вовлекая все больше и больше талантливых людей, которые, каждый обладая своим неповторимым взглядом на вещи, и сделали символизм таким многоликим. Символисты стали выражением тоски по духовной свободе, трагическим предчувствием грядущих перемен, символом доверия к проверенным многовековым ценностям. Чувство неблагополучия и неустойчивости, боязни перемен и неизвестности объединяли таких разных по философии и отношению к жизни людей. Символизм – это удивительная коллекция многих индивидуальностей, характеров, интимных переживаний и впечатлений, которые хранятся глубоко в душе поэта, писателя или художника. Лишь только чувство упадка, ностальгические настроения, меланхолия объединяют множество лиц в одно.

У истоков символизма в Петербурге стояли Дмитрий Мережковский и его супруга Зинаида Гиппиус, в Москве – Валерий Брюсов. Мотивы трагической замкнутости, отрешенности от мира, волевого самоутверждения личности прослеживаются в произведениях Гиппиус; общественная направленность, религиозные и мифологические сюжеты – у Мережковского; баланс противоположного, борьба за жизнь и смирение перед смертью пронизывают творчество Брюсова. Очень популярными становятся стихи Константина Бальмонта, который заявил о свойственном символистам «поиске соответствий» между звуком, смыслом и цветом. Увлечение Бальмонта звукописью, красочными прилагательными, вытесняющими глаголы, приводит к созданию почти «бессмысленных», по мнению недоброжелателей, текстов, но это явление позже приводит к возникновению новых поэтических концепций.

Чуть позднее развивается течение младших символистов, создававших романтически окрашенные кружки, в которых, обмениваясь опытом и идеями, они оттачивали свое мастерство. А. Блок, А. Белый, В. Иванов и многие другие уделяли большое внимание нравственно-этическим идеалам, пытаясь совместить интересы общества со своими собственными.

Литература и искусство в это время переживали бурный подъем, старые стили перерождались, появлялись новые, и нельзя точно определить, где заканчивался один и начинался другой, границы были эфирными и туманными, все витало в воздухе.

История символизма весьма трагична, как впрочем, и история многих других жанров. Поначалу символизм был встречен более чем холодно – неадаптированные к русскому обществу, не имеющие отношения к земле и народу произведения были непонятны широким массам, и практически подняты на смех. После недолгого периода расцвета в пику символистам начинают формироваться новаторские течения с более приземленными и жесткими принципами. В последнее десятилетие перед революцией символизм переживал кризис и упадок. Часть символистов не приняли революцию 1917 года и были вынуждены иммигрировать из страны. Многие продолжали писать, однако символизм неумолимо угасал. Тех, кто остался в стране, ждало переосмысление прежних ценностей. Символисту нечем было заработать на жизнь в послереволюционной России.

В начале 20-ых годов образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Харбине, Софии. С учетом условий той или иной страны здесь формировались основы культурной жизни русской диаспоры. Культура российской эмиграции базировалась на традициях классической культуры. Своей задачей эти люди считали сохранение и развитие русской культуры. В налаживании духовной жизни эмиграции заметную роль играли русские газеты, их издавалось около сотни. В таких странах, как Чехословакия, Болгария открылись учебные заведения русской диаспоры. В Берлине сложились хорошие условия для издания произведений эмигрантских авторов. В среде зарубежной интеллигенции возникали различные идейно-политические течения, в которых отражались поиски путей возрождения России и ее культуры, одно из таких течений – евразийство.

Осложнение международной обстановки в 30-ых годах способствовало возобновлению в среде эмигрантов споров о судьбе России и возможности возвращения на Родину. Вернулись в СССР писатель А. Куприн, поэтесса М. Цветаева. Но укреплявшаяся тоталитарная система заставляла многих отказаться от мысли возвращения домой.

2) Акмеизм

Своеобразным «антонимом» символизма стал акмеизм – возникшее в начале 20 века литературное течение, главным идеологом которого был Николай Гумилев. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность и прямоту слова, в противовес запутанным и туманным знакам символизма. Акмеизм связывают с деятельностью «Цеха поэтов» - нескольких творческих объединений в разных городах России и Европы, центральной фигурой которых и являлся Гумилев. Он, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Нарбут и А. Ахматова стояли у истоков акмеизма.

Акмеисты уклонялись от социальной тематики в своих произведениях, ставя выше всего стремление к «мужественно твердому и ясному взгляду на жизнь», рисуя идеал поведения. Акмеизм – в какой-то степени жанр смирения. Он уже не ожидает перемен с тревогой, что можно встретить в символизме, но с готовностью воспринимает мир таким, какой он есть, не возвышая его и не идеализируя. Поэзия акмеизма отличалась повышенной склонностью к культурным ассоциациям, она вступала в перекличку с минувшими литературными эпохами. О. Мандельштам определил ее как «тоску по мировой культуре». В его произведениях прослеживается влияние античности, мотивы и настроения «экзотического романа» и «железного стиха» характерны для Гумилева, идеи натурфилософии у Зенкевича.

Особое место в поэзии акмеизма занимает творчество Анны Ахматовой. Критика сразу же отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, камерность, психологизм. Своей любовью к человеку, верой в его духовные силы Ахматова явно отходила от идеи акмеистов о животном начале человека, о близости человека современного к Адаму. Творчество Ахматовой становится своеобразным мостиком от культуры дореволюционной к культуре советского периода, хотя, по сути, Анна не являлась частью ни той, ни другой. Анне Андреевне удалось стать поэтессой, стоящей в стороне от школ и течений, избежать классификаций и определений. Может быть, причина в ее тяжелой судьбе: идеология погубила ее семью, сама Анна пережила тяжелые времена травли, став поэтом без ярлыка, без направления, что и увековечило в памяти людей.


3) Футуризм

Параллельно с этими двумя течениями развивалось бунтарская культура футуризма. Она характеризовалось презрением к искусству прошлого, стремлением создать свое собственное, новое, и вовлечь в него широкие массы, говорить от их лица. Одной из основных ее черт было желание эпатировать, шокировать публику, отрицание идеалов прошлого, курс на будущее, и как следствие этого, культ техники, урбанизации, индустриальных городов. Футуристы провозгласили себя противниками буржуазного общества, «уродующего личность», они отметали любые литературные традиции, в первую очередь – классическое наследие, утверждая, что оно безнадежно устарело. В этом их основное (помимо стилистических) отличие от акмеистов, которые, хотя и считались противниками символистов, но все же многое заимствовали у них. Футуризм – это искусство нового, переделанного мира, безжалостное по отношению к прошедшим векам и с оптимизмом борющееся во имя будущего.