И не правильное становится то мнение, которое говорит, что в современной социально-культурной ситуации не внести новшества в формы мероприятий практически не возможно. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на невозможность освоения свободного времени, на проектирование досуговых программ и центров. Так как в практике бывали такие случаи, что при проведении тематической развлекательной программы для малозащищенных слоев населения (инвалидов) к ведущему подходили люди, говоря при этом, что им не интересна данная программа. Но через некоторое время, проводя это же мероприятие, по тому же сценарию у инвалидов молодого возраста, оценка была более чем положительная.
По этому необходимо, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «мероприятие» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта, которые зависят от организатора культурно-досуговой деятельности и от его профессиональных ценностей и целей. А Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных и ориентаций проектировщика, а также методов привлечения массовой аудитории к различным мероприятиям будет не достаточным решение видимой проблемы. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:
а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных, информационных, ценностных и др.;
б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.)[1];
в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.
Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности.
Как осуществить преобразование новых форм и методов работы с различными слоями населения? Повысить уровень не только мероприятий, но и учреждения, и от кого все это зависит? Об этом подробно рассмотрим в следующей главе.
Глава 2. Сущность и методология проблемы в социально-культурной деятельности, и пути ее решения. Социокультурное проектирование
Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная и культурная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:
1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3) совокупность отдельных социальных стратегий в рамках того или иного региона.
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру самой социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся: культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие. Остановимся на культурно-досуговой деятельности: домах культуры, как муниципальных образований, вся деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми документами (Конституция Российской Федерации, «Основ законодательства РФ о культуре» (1992), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996) уставом и положением, в которых сказано, что учреждение должно «обслуживать все категории населения обеспечивать отдых и досуг».
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга и отдыха как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. И в современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется: как синоним свободного времени, как синоним свободной деятельности, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Соответственно, у работников Домов культуры складывается стереотип, что легкой формой проведения, так сказать «свободного времени» станет вечер отдыха, (при чем не продуманный по теме и не рассчитанный на категорию населения), концерт творческих коллективов (при чем, не учитывая того, что концертные номера будут однообразными и в прочем зачастую никому не интересными). И чтобы не допустить данные ошибки, необходимо, на наш взгляд, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного мероприятия.
2.1 Досуг, как неотъемлемая часть свободного времени
По мнению некоторых работников Муниципальных учреждений культуры, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интересная задача: поставить в центр научных исследований досуга условия, в которых осуществляется вся досуговая деятельность людей. Закономерен подход к анализу, например, понятия «индустрия досуга», вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уровень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.
Конечно, особое место в решении такой проблемы - как низкий уровень посещаемости мероприятий культурно-досуговых учреждений и во всей работе – занимает материал, который раскрывает методологическую базу целей и задач Муниципальных учреждений, это проектная деятельность, поскольку технология социо-культурного проектирования связана совмещением в реальные социо-культурные процессы. Так, например, в 2008 году Управлением культуры Администрации г. Кирова был проведен конкурс современного проектирования среди Муниципальных учреждений культуры с призовым фондом 300 тысяч рублей. Многие проекты были четко сформулированы и выставлены для оценки не только комиссии и учредителей данного конкурса, но и для всех работников культуры. Цель многих созданных творческих проектов было именно повысить уровень посещаемости населения культмассовых мероприятий путем их заинтересованности.
На мой взгляд, технология сама по себе «безразлична» к порождаемым ею результатам, так как отработка технологических навыков и приемов должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла, логику которого можно выразить семантическим рядом: «ценности — цели — знания — методы», отражающим суть подготовки любого специалиста гуманитарного профиля. Это значит, что в основе овладения любой технологией должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня). Значит, специалисты, и работники Домов культуры просто обязаны сами привлекать зрительскую аудиторию, ведь любой новый созданный ими сценарий по своей сути это тоже новая технология, которая имеет свои цели и задачи. Так, например, к новому году в Доме культуры «Россия» был проведен не просто утренник по традиционному сценарию, а был поставлен мюзикл, с большой массовкой, а также была организована реклама данного мероприятия, что и дало привлечению огромного количества посетителей. Подобная ситуация произошла во Дворце культуры «Космос», там был организован отчетный концерт Народного танцевального коллектива «Ветерок». Концерт проходил не просто в традиционной форме, а с элементами театрализации, в которой и участниками стали сами танцоры в полном составе, то есть и младшая и взрослая группы.