Смекни!
smekni.com

Париж - столица искусства начала XX века (стр. 1 из 2)

«Праздник, который всегда с тобой», - так написал в прошлом веке о Париже Хемингуей. Вряд ли кому-нибудь в обозримом будущем удастся найти лучшее определение. Париж – город, в который, побывав однажды, влюбляешься навсегда.

Париж – столица искусства начала ХХ века

Древняя слава города

Существует множество вещей, которые с каждым восходом солнца меняют облик Парижа, делая его то строгим и величественным, то загадочным, но всегда притягательным и праздничным городом, который у всех на устах. По некоему священному праву не было ни одной другой столицы, имевшей такое всеобъемлющее влияние на остальную часть страны и на всю Европу, как Париж. С VI в., когда Хлодвиг выбрал его столицей Галлии, Париж никогда не сходил с этого освящённого пути. Он всегда обладал особым талантом постоянно быть привлекательным. Париж всё время умел поддерживать свою созидательную энергию в бесконечном торжестве своего мифа и мастерки находил способы заставить говорить о себе посредством музыки, театра, живописи, кино, литературы и архитектуры. Эйфелева башня была построена в честь столетия Французской революции; Помпиду решился связать своё имя с самым противоречивым проектом городской архитектуры, эксцентричным Бобуром. Миттеран, в свою очередь, поддержал проект сооружения Большой Арки комплекса Дефанс и отметил двухсотлетие основания Лувра открытием в музее нового крыла и стеклянной питамиды, пропускающей дневной свет в подземный лабиринт Двора Наполеона. Он также дал согласие на строительство Большой национальной библиотеки – четырёх небоскрёбов в виде огромных книг из бетона и стекла.

Париж – город постоянно меняющийся и не боящийся вызовов, смело навязывающий всем вокруг заразительную молодость самых дерзких авангардистских проектов и в то же время похожий на гранд-даму, всегда способную на провокацию и обольщение. Но прежде всего Париж – это состояние души, воображаемый мир, великая незамутнённая мечта, живая легенда, которая привлекает, захватывая власть над сознанием. Это столица мира и духа.

Большинство людей приезжают в Париж, говоря, что хотят выяснить, что там нового, а на самом деле – удостовериться, что ничего не изменилось. Именно в такой неуловимой грани между прошлым и настоящим они и видят уникальность этой столицы. В отличие от других крупных городов, в Париже перемешаны прошлое и будущее: кварталы XVII в. и Дефанс, сокровищница Лувра и дерзкая стеклянная пирамида, широкие бульвары и нещадно критикуемое здание Оперы на площади Бастилии. Если есть в мире город, претендующий на роль колыбели авангарда, то это именно Париж. Здесь начинались самые яростные политические, культурные, художественные и социальные перевороты: от Реформации до канкана, от кубизма до волнений 1968 г., от моды до архитектуры и кинематографа. Почти все выдающиеся писатели и художники, начиная с середины XIX в., жили и мечтали в Париже – ни один другой город в мире не может таким похвастать.

На каждой улице, в мансардах богемы и в роскошных дворцах обитали блестящие и смелые люди. Они плакали, смеялись, любили, страдали, но прежде всего писали тысячи страниц текста, снимали километры плёнки, ваяли и рисовали. Все их труды стали страницами истории самого города. Именно здесь всего за 52 дня написал свою «Пармскую обитель» Стендаль; жил и работал Пикассо; нашёл себе дом сначала на улице Дельта на Монмартре, а затем на Монпарнасе Модильяни. Александро Мандзони увидел свет и вновь обрёл веру в церкви Сен-Рош, Казанова жил на улице Турнон (рю де Туртон), Гольдони умер на улице Дюссу (рю Дюссу), а Шопен скончался в белом дворце около Вандомской площади (пляс Вандом).

Париж – город, где реальность и литература всегда переплетались, как в некоем мире грёз. По его улицам ходят привидения писателей и призраки героев, вышедших из-под пера этих авторов,– призраки, воплощающие мир чистого воображения. Они входят и выходят из домов, бродят вдоль набережных Сены, задерживаются в жёлтом свете фонарей парижской ночи и шепчутся под липами Сен-Жермен-де-Пре. Они – такая же неотъемлемая часть атмосферы Парижа, как и ощущение, что город держит для вас наготове ещё какое-нибудь приключение, сюрприз или, может быть, услугу. В выцветших крышах, увенчанных трубами, в романтической тени парков, в вершине Эйфелевой башни, в прогулке вдоль мостов через Сену Париж раскрывает бесчисленные стороны своей притягательности и дарит её всю и приезжим, и своим жителям. Хотя Париж сохраняет свою таинственность и представляет порой городом чистого безрассудства, это ещё и город самых передовых телекоммуникационных технологий, город, живущий в безумном ритме и использующий каждый квадратный сантиметр полезной площади, город невероятно низких и невообразимо высоких цен. Впрочем, в конце концов, в каком современном мегаполисе нет этих вечных противоречий?

Отличие же Парижа в том, что он обладает уникальным даром всепоглощающей привлекательности и заражает нас своей вечной и непреодолимой радостью жизни.

Вечное величие

В конце века в Париже процветали живопись, музыка, театр. В городе появлялось все самое современное: начиналась Прекрасная Эпоха, возник стиль модерн, были проложены первые линии метро, стало использоваться газовое освещение. В небо взметнулся неповторимый силуэт Эйфелевой башни. В первое десятилетие нового века Брак и Пикассо произвели переворот в канонах живописи с помощью кубизма, открыв тем самым период необычайной творческой активности, когда творили такие художники, как Фернан Леже и Марсель Дюшан. И в это же время Европа приближалась к одному из самых трагических периодов своей истории.

Во время Первой мировой войны город избежал нападения немецких войск, но во Вторую мировую они прошли маршем под Триумфальной Аркой. После капитуляции Парижа генерал Шарль де Голль из студии Би-би-си обратился к французскому народу с призывом продолжать борьбу против немцев. Знаменитая высадка союзников из Нормандии приблизила разгром нацистской Германии.

Правительства Четвёртой республики были крайне не прочны, что мешало восстановлению экономики страны. Война в Индокитае закончилась поражением Франции, а на горизонте уже маячила трагическая перспектива войны с Алжиром. Пятая республика была основана в 1958 г., после избрания президентом генерала де Голля. Благодаря этому Франция вернулась на международную арену. В 1962 г. де Голль подписал Эвианские соглашения, положившие конец войне в Алжире.

В мае 1968 г. недовольство студентов и рабочих выплеснулось на площади, покрывшиеся баррикадами. Это был один из значительных моментов истории города. После восстановления порядка власти пошли на ряд уступок, реформировав, в частности, систему образования. На президентских выборах 1969 г. де Голля победил Жорж Помпиду, которого в 1974 г. сменил Валери Жискар д`Эстен, уступивший, в свою очередь, пост президента Франсуа Миттерану в 1981 г. Лидер социалистической партии Миттеран был затем переизбран на второй срок, а в 1995 г. новым президентом Франции стал Жак Ширак.

Последние президенты много сделали для дальнейшего развития Парижа. Помпиду дал своё имя причудливому Бобуру, прозванному его противниками «голубым нефтеперегонным заводом». Жискар д`Эстен утвердил планы музея Орсэ, Городка науки и техники в Ла-Вилетт и Института арабского мира. Однако самые амбициозные проекты связаны с именем Франсуа Миттерана. Это и Большой Лувр, и Арка Дефанс, и Опере на площади Бастилии, и Большая национальная библиотека, созданная «дабы сохранить историческую память Франции» и, прежде всего, чтобы увидеть весь мир и снова заявить о вечном величии Парижа.

Вечный соблазн

У Парижа множество лиц; история, искусство, развлечения, безумные ночи, уютные бистро, торговцы, интеллектуалы, сверкающие витрины магазинов, длинные бульвары и самые невероятные новинки. В сокровищнице истории этого города, а также среди своих грез и фантазий каждый приехавший сюда найлет свой собственный любимый и незабываемый Париж.

На набережных Сены, увековеченный поэтами и художниками и разделяющей город буквально на два мира, букинисты с левого берега с ХШШв. продают книги. Ночью они запирают свой товар в зеленые деревянные ящики – эта традиция, ставшая сюжетом бесчисленного множества открыток, существует веками. В хмуром полумраке собора Парижской Богоматери, куда через витражи с трудом проникают солнечные лучи, нас обступают тени прошлого. Здесь венчалась Мария Стюарт, была причислена к лику святых Жанна д Арк, встретил застенчивую Элоизу Абеляр и короновал себя император французов, одетый в парчовую мантию с вышитыми золотыми пчелами Наполеон.

Маленькие магазинчики и небольшие рестораны, а также «бертильон» - знаменитый магазин мороженного, где делают самое лучшее мороженное в Париже, располагается на близлежащей улице Сен-Луи-Анл`Иль, не широкой и спокойной, далеко ушедшей от Парижа широких пространств и кричащей современности. В двух шагах, на левом берегу Сены, находится район Сен-Жермен-де-Пре, где располагаются кафе «флор» и «Ле Дё Марго» и пивная «Липп». Именно здесь родились идеи, волновавшие сердца и души целого поколения. Именно здесь цвела буйным цветом могучая и мятежная атмосфера шестидесятых. В кафе «Флор» постоянно встречались Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, как и их последователи из числа экзистенциалистов, небритые и предпочитавшие буржуазным пальто куртки и черные свитера.

В этом же районе делали первые шаги на славном пути своих блестящих карьер Ив Монтан и Жюльет Греко. Славные улицы со стильными магазинами расположены по обе стороны бульвара Сен-Жермен. Мода, роскошь и богема затопили улицы Бак (рю де Бак), Гренель (рю де Гренель) и Севрскую (рю де Севр).

Музей под открытым небом

Париж зародился на двух небольших островах на Сене, совершенно обособленных от остального города. На них находятся некоторые из самых значительных памятников столицы. Именно в Сите уходит корнями галльская Лютеция – поселение, основанное группой рыбаков из племени паризиев около 200 г. до н. э. Остров кажется замороженным в «великом веке» – эпохе элегантных зданий и тихих улиц, оазисе мира и строгой аристократичности. Новый мост (Пон-Нёф), старейший мост в Париже, заложенный Генрихом III в конце XVI в. и открытый в 1606 г. Генрихом IV, чья конная статуя XIX в. отделяет заостренную оконечность острова от площади Дофин (пляс Дофин), открывает дорогу к живой политической и религиозной истории Парижа.