Федеральное агентство по образованию РФ
Уральский Государственный Лесотехнический Университет
Пейзажные парки Москвы XVIII века. Царицыно
Екатеринбург 2008
Содержание. 2
Особенности пейзажного паркостроения в России. 3
Усадебные сады.. 4
Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений 7
Царицыно. 7
В XVIII в. приобретает самый широкий размах строительство городских и загородных дворянских усадеб, в то время как ранее оно в основном было сосредоточено в столицах, при царских и крупнейших аристократических резиденциях. После выхода Манифеста о вольности дворян в 1762 г., в котором дворяне освобождались от обязательной службы в армии и государственных учреждениях, многие устремлялись в свои родовые поместья, расположенные за тысячу верст от столицы. Помещики, выйдя в отставку, следовали уже устоявшимся в обществе культурным традициям и обычаям. Устройство усадьбы, парка становилось условием личного престижа. Образцами служили царские резиденции и столичные ансамбли, но разница в имущественном положении, наличие или отсутствие профессиональных строителей, пристрастие хозяев, местные природные условия и культурно-исторические ориентиры - все это предопределило множество решений парковых ансамблей в российских провинциях.
Общий тон перестройке русских городов задавал Петербург:
с 1769 г. регламентировались ширина улиц и высота стоящих на них домов;
предусматривались обязательное мощение, освещение и озеленение улиц и площадей;
строгая периметральная застройка кварталов, единообразие которой нарушалось крупными аристократическими усадьбами, определяла облик центральных районов; -
обычно усадьбы отступали от красной линии, окружались садами, парадными и хозяйственными дворами;
в планах столицы все более четко проступала трехлучевая схема сходящихся к зданию Адмиралтейства проспектов и улиц.
В Москве тоже шли большие строительные работы:
закреплялась сложившаяся радиально-кольцевая планировка вдоль стен Кремля и Китай-города;
появились просторные площади;
создаются крупные общественные учреждения - Университет, Гостиный двор, Сенат;
на месте снесенных валов и стен возникают первые бульвары, которые образуют зеленое полукольцо, огибающее центральные кварталы;
расширяются старые московские усадьбы, где сады или перестраиваются в пейзажные, или дополняются-продлеваются в пейзажном стилевом направлении.
В XVIII в. стали типичными для городов России следующие принципы:
1) обращенность города к реке;
2) размещение городского центра и основных зданий на самых красивых и видных точках;
3) забота о силуэте города;
4) контраст высоких ориентиров к относительно невысокой рядовой застройке;
5) закрепление центров четкой структурой улиц, обеспечивающее композиционное единство.
Ведущим типом сада во второй половине XVIII - первой половине XIX в. стали усадебные сады.
В городских усадьбах:
дом отделялся от улицы парадным двором-курдонером;
за домом находился сад;
сад выходил на реку или завершался прудом.
К числу лучших московских усадеб принадлежали дом Пашкова (арх. В. Баженов) и Голицынская больница (арх. М. Казаков).
К концу XVIII в. окончательно сформировался тип русской усадьбы. Центром ее был усадебный дом с хозяйственными постройками, огородами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался регулярным "французским" партером, примыкающим к дому и переходившим в английский пейзажный парк. Размеры и композиция парка усадьбы бесконечно варьировались. В простейших из них регулярная часть обозначалась кидибой, а пейзажная ограничивалась расчисткой поляны перед домом, открывавшей вид на него.
Место для центра усадьбы выбиралось обычно на возвышении, у бровки холма, на краю речной террасы или пруда. Это - желание украсить и одухотворить природу искусством, выразить через архитектуру гармоническую связь человека с природой.
А.П. Вергунов констатирует, что "парк уже не демонстрирует безграничные возможности по переделке природы, а лишь по-своему упорядочивает ее, раскрывает уже заложенную в ней красоту. Отсюда стремление расположить усадьбу в особенно живописной местности, поставить дворец рядом или на одной композиционной оси с каким-либо выдающимся по своим данным пейзажем", с учетом топографических особенностей, например, начиная с понижений, тальвегов для устройства каскада прудов.
Наиболее характерными чертами парковых композиций этого периода были их многозначность, использование пейзажных, скульптурных, архитектурных символов, их романтическая направленность.
Романтические пейзажи специфическими средствами садово-паркового искусства "рассказывали" посетителю о богах и героях древности, "изображали" природу далеких экзотических стран, намекали на значительные исторические события, стремясь поразить его драматичностью происходящего. В моду входило называть различный уголок парка "любимцем хозяина усадьбы".
Например, в пензенском имении князя А.Б. Куракина "Надеждино", основанном в конце XVIII в. на берегу р. Сердобы, аллеи названы Катина, Аленина, Софьина. Воспоминания о приятных эпизодах "из недавнего прошлого" пробуждали сентиментальное настроение: дорожки Веселой мысли, Милой тени и т.д.
Одно из интереснейших явлений в русском ландшафтном искусстве связано с постройками псевдоготического пли романтического стиля. Примером тому является Царицыно.
Свойственный в конце XVIII в. дух романтизма с особой полнотой проявился в подмосковном Царицыно.
"Русское просвещенное общество было тесно связано с европейскими культурными тенденциями. В Англии и других странах Западной Европы наряду с увлечением античностью и эпохой Возрождения все больше рос интерес к Средневековью. Образ английского пейзажного парка гармонировал с подлинными готическими сооружениями. У посещавших эту страну русских людей, в том числе у художников, архитекторов (например, отец и сын Нееловы), постепенно закреплялась ассоциация "пейзажный парк - готика". Возникла мода на оформление садовых и хозяйственных построек в духе Средневековья. Это вполне соответствовало господствовавшим в те годы сентиментально-романтическим настроениям.
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва.
Схематический план С. Ожегова:
1 - дворец; 2 - Хлебный корпус; 3 - Оперный дом; 4 - кавалерские корпуса; и - церковь; 6 - плотинэ; 7 - мост; 8 - Оранжерея
Готика становится своеобразным эмоциональным противопоставлением рационализму классицизма, занимавшего в те годы господствующие позиции. Она дает больший выход фантазии зодчего, рождает новые архитектурные образы, будит воображение. Сочетание красного кирпича с белым камнем, свободные приемы расположения построек, декоры были близки русской архитектуре XVI-XVII вв. Дворец, Оперный дом, Виноградные ворота, мосты и другие сооружения в подмосковном Царицыно; церкви, въездные башни, хозяйственные постройки в усадьбах Михалкове, Марьино, Быково, Черкизово-Старки и многих других близки по своему духу традициям допетровского зодчества. Вполне естественно, что русские мастера, хорошо зная и повседневно наблюдая такие постройки, находились под их эстетическим воздействием, вдохновляясь ими.
По изысканиям А.П. Вергунова, история Царицына началась с 1775 г., когда Екатерина II приобрела имение Кантемиров Черная Грязь для постройки своей новой подмосковной летней резиденции вместо устаревшего дворца в соседнем Коломенском. Местность была живописной, с прихотливо изгибающимися контурами низин и оврагов, цепочкой прудов. На участке сохранились следы древних поселений, что придавало пейзажу историческую "глубину". Каскад прудов длиной 8 км среди дебрей и болот на южных подступах к Москве был создан еще при Борисе Годунове в оборонительных целях. Земли у верховьев этого каскада принадлежали в XVI в. царице Ирине Годуновой. Тогда, видимо, был устроен охотничий двор с хоромами, располагавшимися на берегу пруда в створе речки Городенки (как показали недавние археологические работы, вблизи Оперного дома). По предположениям К.И. Минеевой, исследовавшей Царицынский ансамбль, здесь имеются подлинные следы садовых затей Годуновых. К ним можно отнести большую белокаменную лестницу, ведущую с холма к воде, и круглый остров на пруду с потешными беседками-"чердаками" (аналогично тому, как это было устроено в Борисовом городке под Можайском). Позже, уже в XVII в., Черная Грязь продается окольничему Л.С. Стрешневу, затем переходит к князю В.В. Голицыну, при котором закладываются сады и рощи, строятся плотины, дом с гульбищами. В 1713 г. село за "особые заслуги" преподносится в дар Петром I молдавскому господарю Д.К. Кантемиру.
Фрагмент панорамы Царицыно (рис. В.И. Баженова)
Царицыно. Виноградные ворота
Весной 1775 г. усадьбу приобретает у потомков Кантемира Екатерина II, при этом составляется дошедший до нас план, отражающий ее состояние на тот момент. Регулярный сад с цветочными партерами примыкал к южному фасаду деревянного дома, от него через сад и далее через лес вела широкая аллея к мысу на берегу пруда. Кроме главного увеселительного сада, имелось несколько других, видимо яблоневых и вишневых, свободно расположенных среди рощ и полян. К западу от дома на высоком берегу пруда среди лип спрятались "полуциркульные" садовые террасы, устроенные при Голицыне.